Семь видов речи и уровней сознания

Существует семь видов речи. И каждый вид речи связан с определенным уровнем сознания человека. Определив уровень речи, мы можем определить и уровень сознания. Эти знания описаны в Гритсамада Самхита.

Гритсамада Риши — это мудрец, который получил посвящение в роду Ангираса, а потом также был принят в род Бхригу. И в своей Гридсамада Самхите он сказал следующее:

«Мудрец Бхригу поведал нам, что когда Ману и небожители пришли на землю, речь живущих на земле была непроявленной. Тогда они даровали Пракрит (изначальную речь, язык творения), который подобно Пракрити, управлял стихиями, исцелял и обладал силой небожителей».

Другими словами — это такая речь, которая позволяла перемещать горы, разворачивала реки вспять и т.п., такая сила была сокрыта в этой речи. Речь применялась не сколько для общения, а больше для действия, т.е. звук и действие были взаимосвязаны и были единым целым. А для общения можно было общаться мысленно или применяя образы, при необходимости образы передавались напрямую и не нужно было при этом что-то объяснять и рассказывать.

Далее мудрец Гритсамада сказал: «С течением времени люди утратили чистоту сознания, силу звука и слова, после чего мудрецы передали Санскрит, а Пракрит приобрел другое значение и стал восприниматься как язык, потерявший силу, или как речь, не обладающая чистотой и силой. Теперь же мудрецам известно семь видов речи: Санскрит, Пракрит, Лаукика, Арбхака, Чхека, Апабхамша и Паишачика».

1. Санскрит – речь, творящая очищение и святость, дарующая инициацию. Когда человек наполняет свою речь духовным содержанием, который способствует внутреннему очищению, совершенствованию, тогда — это Санскрит. Т.е. на каком бы языке человек не говорил, если его речь наполнена духовностью, чистотой, именно развивающей и ведущей ко всевышнему, то — это Санскрит.

2. Пракрит – речь, утратившая чистоту и божественную силу. Это может быть правильная красивая речь, но те значения слов, которые в ней отображены, применяются не столько с какой-то духовной и возвышенной целью, а уже с более практической. Т. е. речь будет более приземленной и в большей степени научной, не учитывая духовные аспекты и не преследуя духовные цели.

3. Лаукика – речь, неприсущая ученому и мудрому. Это обычная простая речь, которая направлена на решение бытовых вопросов. т.е. человек разговаривает чисто, хорошо, но при этом только на практические обычные темы. В его речи нет красивых оборотов, ученых терминов, нет высказываний и изречений мудрецов, и т.д.

4. Арбхака – речь, подобная речи ребенка. Очень простая речь, без построения сложных предложений, небольшой словарный запас. Речь еще чистая, но не разнообразная. Очень примитивная речь.

5. Чхека – речь, обусловленная местом. Это речь с применением местного говора (диалект), когда добавляются слова, имеющие местное значение.

6. Апабхамша – искаженная речь, имеющая изъян (безграмотная). Измененная речь с искажением слов, структуры общения, неправильным изъяснением.

7. Паишачика – низменная речь, состоящая из ругательств. Речь состоящая из ругательств и жаргонов. Паишачика бхаса — это язык демонов. Все слова употребляются в самом своем злотворном проявлении и значении.

Общаясь с человеком, мы можем увидеть какой у него вид речи. И меняя свою речь, мы можем выйти на более высокий уровень сознания. Но речь, по сути, сама является отражением нашего сознания. (За основу взят перевод и комментарий Гритсамада самхиты, Арйа Бхригу Чакшаса)