Если мы правильно повторяем Святое Имя, то у нас должно обязательно возникнуть желание сделать что-то

Вопрос: В последних лекциях Радханатхи Свами говорилось, что правильное повторение Святого Имени приведет обязательно к желанию служить преданным. Это плод Святого Имени. А если желание служить преданным есть, но вкуса к Святому Имени нет – парадокс?

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Это факт. Шрила Радханатха Махарадж цитировал Шрилу Прабхупаду в комментарии к одному из стихов «Чайтанйа-чаритамриты», где Шрила Прабхупада объясняет очень важный критерий: если мы правильно повторяем Святое Имя, то у нас должно обязательно возникнуть желание сделать что-то.

Обязательно у нас появится энтузиазм сделать что-то, причем далеко не обязательно что-то великое, может быть, что-то простое, но нам будет хотеться делать. Как я вчера разговаривал с одним преданным, и он мне говорил, что он долго преподавал бхакти, а сейчас ему хочется сделать что-то, хочется что-то конкретное просто сделать. Для него в этом – бхакти, и он чувствует, как это важно – просто взять и что-то сделать, без всего, просто так пойти, помыть или убрать.

И если у вас есть такое желание, это значит, что вы правильно повторяете Святое Имя, значит, что хорошо его повторяете, но, может быть, еще сразу вкуса нет. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что иногда уже человек достиг какого-то уровня, но он не получает всех результатов, и он сравнивает это с деревом: прежде чем оно принесет плод, должно пройти какое-то время. И человек может повторять Святое Имя уже достаточно чисто, но он может не чувствовать всех плодов этого, плода бхавы или премы, но в какой-то момент это придет, если он будет продолжать это делать. Это один момент.

Другой момент, который тоже может быть, и вам нужно судить, насколько какой из этих ответов правильный. Второй ответ – это то, что если есть желание служить преданным, но вкуса к Святому Имени нет, то, может быть, это желание материальное. И я тоже говорил об этом сегодня – когда люди называют служением что-то, что по сути своей служением не является.

Нам нравится в обществе преданных получать какие-то плоды этого, так сказать, служения, и у нас есть вкус, а на самом деле этот вкус основан на нашей гордости, и эта гордость заставляет меня, она является моим двигателем, движущей силой для моего служения.

И тот, кто задал этот вопрос, и все остальные должны сами ответить на него, какой из вариантов ответа правильный: либо это не служение вайшнавам, и тогда понятно, почему нет вкуса к Святому Имени, либо это настоящее служение вайшнавам, и это значит, что вкус к Святому Имени придет обязательно, пусть не завтра, но послезавтра точно, потому что правильное умонастроение не может не привести к этому.