Сат, чит, ананда или асат, ачит, нирананда?

Сат — это укоренённость в нашем собственном существовании. Потому что, если человек не ощущает своего полноценного бытия, он будет постоянно вестись на какие-то провокации и не сможет спокойно воспринимать вызовы, спокойно реагировать на замечания, он будет постоянно обороняться, постоянно реагировать.

Иначе говоря, без сат, без этой платформы укоренённости в своей сущности, процесс чит — познание, не происходит. Либо он подменяется, знаете, как это сейчас бывает модно — преданные под процессом познания подразумевают усвоение какой-то новой информации.

То же самое — асат. Когда у преданного есть асат, ему нужны разные подпорки в виде каких-то новых знаний, новых пониманий, и он постоянно ищет это. Но, на самом деле, — это ачит. Здесь просто разные реинкарнации невежества.

Когда преданный находится в процессе познания, действительно, он не нуждается в какой-то новой информации. Он в принципе распаковывает одно и тоже, он никуда не спешит.

Поэтому тот, кто находится в состоянии ачит, этого невежества, которое выглядит как знание, естественно, испытывает нирананду — постоянные беспокойства, какие-то сосущие комплексы неполноценности и так далее.

А тот преданный, который находится в процессе познания, он всегда испытывает счастье от соприкосновения с Богом в своём сердце и счастье от собственной полноты в отношениях с Богом.

Поэтому такой преданный всегда испытывает эмоциональную радость, он всегда доброжелателен, от него исходит сияние какое-то, — тогда он привлекателен своим сиянием.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами