30 декабря — Сапхала Экадаши

Выход из поста 31 декабря с 7:15 до 10:02 (для Луганска). Экадаши — с санскрита переводятся как одиннадцатый. Это — 11 и 26-ой лунный день в соответствии с Ведическим календарём. Эти дни особенно благоприятны для совершения аскез и духовного просвещения. Говорится, точно так же, как нет воды чище, чем вода реки Ганг, нет Господа выше Господа Вишну, так же и нет поста более священного, чем пост в Экадаши.

Экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане, обретению милости Бога и освобождению от иллюзии материального существования.

Почему рекомендуется поститься именно на Экадаши? Все знают, что Луна оказывает сильное влияние на психику человека. И в одиннадцатый лунный день мы особенно сильно зависим от наших чувств, желание наслаждаться и эксплуатировать свое окружение в собственных целях достигает максимума. Зерновые и бобовые — основной источник энергии, поэтому от них рекомендуют отказаться в первую очередь — чтобы не питать энергией свои эгоистические желания.

Экадаши называют матерью преданности — если мы в этот день думаем о Кришне или служим Ему, мы получаем большее благо, чем обычно. Соответственно, греша в этот день, мы несем большие греховные реакции.

Этот Сапхала Экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.

Махараджа Юдхиштхира спросил: «О, Кришна, как зовётся тот экадаши, что приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе и как человек должен соблюдать его? Пожалуйста, подробно расскажи мне об этом».

Верховный Господь Кришна ответил: «О, лучший из членов династии Бхараты, как Шеша – лучший из змей, Гаруда – лучшая из птиц, жертвоприношение коня – лучшее из жертвоприношений, Ганга – лучшая из рек, Господь Вишну – лучший из богов, а брамины – лучшие из людей, так и Экадаши – лучший из обетов. О, лучший из царей, человек, соблюдающий экадаши, очень дорог Мне. Та заслуга, которую можно приобрести, совершая аскезы на протяжении пяти тысяч лет, достигается просто благодаря соблюдению экадаши.

В городе Чампавати некогда жил царь по имени Махисмата. У царя было четыре сына. Старший из сыновей, Лумпака, был великим грешником. Он поносил браминов, Вайшнавов и полубогов, и был очень привязан к азартным играм и проституткам. Злокозненный Лумпака жил в джунглях и грабил подданных своего отца. Хотя он попадался на разбоях, граждане отпускали его, зная, что он царский сын.

Лумпака питался сырым мясом и фруктами. В лесу росло баньяновое дерево, которому поклонялись так же, как полубогам. Какое-то время Лумпака жил под этим деревом.

Однажды случилось так, что накануне дня экадаши, что выпадает на убывающую луну месяца ноября/декабря, Лумпака, будучи ослабленным и изнурённым, потерял сознание. Очнулся он в полдень экадаши. В тот день Лумпака не мог убить ни одно животное, поскольку ослаб. Поэтому он лишь съел немного фруктов, предложив их предварительно Господу Вишну. К тому времени солнце село. Всю ночь Лумпака бодрствовал. Поскольку Лумпака постился и бодрствовал, то он неосознанно соблюдал Сампхала Экадаши.

Господь Мадхусудана принимает поклонение и обет соблюдения этого экадаши, возложенный на себя практикующим. В результате того, что Лумпака соблюдал Экадаши, он стал правителем огромного царства. Утром следующего дня (после экадаши) перед Лумпакой предстал божественный конь; послышался голос с неба, сказавший: «О, принц, милостью Господа Мадхусуданы и благодаря влиянию Сапхала Экадаши ты получишь царство и станешь беспрепятственно править им. Возвращайся к отцу и наслаждайся властью».

Следуя этому наставлению, Лумпака вернулся к отцу и возложил на свои плечи бремя ответственности царя. Впоследствии у него появилась прекрасная жена и родились замечательные сыновья. Так счастливый Лумпака правил своим царством. Соблюдая обет Сапхала Экадаши, люди достигают славы в этой жизни и освобождения – в следующей. Слава людей, соблюдающих этот Экадаши, не знает себе равных. Соблюдая этот Экадаши, человек получает результат совершения жертвоприношения Ашвамедха.