Санкиртана Господа Хари

Господь Нитьянанда утвердил их в этом положении, даровав им необходимое для духовной жизни стремление слушать чистый киртан Господа Хари и общаться с преданными Бога.

Санкиртана Господа Хари, которую провозгласил Шри Гаурасундар, — цель всех джив века Кали, а также единственный метод, благодаря которому они могут обрести величайшее благо. Благодаря воспеванию святых имен Бога достигается любовь к Кришне — высочайшая цель человеческой жизни. В следующей шлоке заключены слова Самого Господа, объясняющие нам, как освободиться от всех оскорблений и достичь этого совершенства в воспевании святых имен Бога:

тр̣н̣а̄д апи су-нӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄на-дена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
(«Шикшаштакам», третий стих).

Эта шлока наставляет нас совершать киртан Господа Хари, будучи безгранично более покорными, чем травинка, более терпеливыми, нежели дерево, не требуя почтения к себе и выражая должное почтение всем другим дживам, осознавая их как вечных слуг Кришны. Необходимо быть смиренным и покорным и в то же время выражать почтение другим. В этих словах Господа нет и толики внутреннего противоречия. Исполнение каждого из этих наставлений неразрывно связано с полным соблюдением всех остальных.

Все дживы, независимо от того, сознают они это или нет, — слуги Кришны. Служение Кришне — вечная деятельность всех джив (душ). Осознание этой вечной истины проявляется в то мгновение, когда джива искренне и полностью принимает покровительство истинного преданного Бога. Такая решимость сама по себе — результат служения Богу и Его преданным в прошлом, даже если подобное служение не всегда было осознанным. Чем больше человек уповает на стопы духовного учителя, тем яснее для него становится истина о взаимоотношениях дживы и Кришны, и, по мере усиления этого понимания, ментальная и физическая оболочки будут утрачивать свое влияние. Как только человек понимает, что служение Кришне — это вечная деятельность души, к нему приходит осознание родства всех джив в высочайшем смысле. И тогда он уже ни к кому не относится, как к занимающему более низкое положение.

Господь Нитьянанда, Владыка гаудиев, во всем следовал тем духовным принципам, которым Он учил, и поэтому не мог пренебречь духовной природой таких злонравных пьяниц и дебоширов, как Джагай и Мадхай. Как Учитель всего мира, Нитьянанда прекрасно знал о их пристрастиях и природе их мирской обусловленности, а также о том, что все жители Навадвипы считали этих двух братьев никчемными и утратившими свою принадлежность к касте. Но все же это не помешало Ему разглядеть их вечную природу слуг Кришны и проявить к ним величайшую милость, не принимая в расчет их запутанность в сетях иллюзорной энергии Бога. Все без исключения дживы — слуги Кришны, и, наделив Джагая и Мадхая преданным служением, Господь Нитьянанда утвердил их в этом положении, даровав им необходимое для духовной жизни стремление слушать чистый киртан Господа Хари и общаться с преданными Бога.

После этого Джагай и Мадхай остались жить в Навадвипе, но уже как спасители этого мира, поскольку стали преданными Бога. Несомненно, эта известная история — замечательный пример того, как Величайший из духовных наставников выразил Свое почтение вечной и истинной природе дживы. Это событие также иллюстрирует то, как одновременно может проявиться смирение, большее чем у травинки, и терпение, большее чем у дерева, и при этом подобное сочетание духовных качеств лишено всякого внутреннего противоречия.

Какова бы ни была глубина того падшего состояния, в котором пребывает душа, порабощенная навязанными ей функциями тела и ума, слуги духовного наставника всегда готовы выказать почтение духовной природе этой дживы, принимая ее как вечную служанку Кришны, безупречно чистую в ее изначальном духовном положении.

Отрывок статьи из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия
(из седьмого номера XXV тома за декабрь 1927 года).