Самая суть в преданности Господу

Дорогой Прабху, прими пожалуйста мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— А как на основании шастр найти подтверждение, что если преданный не развивает отношений с другими преданными и не зависит от них то с ним, что-то не в порядке?

Принцип развития взаимоотношений и зависимости от руководства преданных, известен в среде Вайшнавов как принцип Вайшнава-ашрайи (поиск прибежища у Вайшнавов) или как принцип Анугатьи. Анугатья (анугатйа) — означает «следовать по стопам», «быть последователем», «покорность», «верность». Другими словами Анугатья означает отказ от собственной самостоятельности, независимости, и добровольное, осознанное, вверение себя руководству старших Вайшнавов.

шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе садхау сангах свато варе

«Преданный должен постигать сокровенный смысл стихов «Шримад-Бхагаватам» в обществе Расика-вайшнавов и общаться с теми, кто наделён таким же видом привязанности к Господу, что и у него». (ЧЧ Мадхья 22.131)

В нашем случае, Расика-вайшнавы, это старшие преданные обладающие большим вкусом к повторению Святого Имени, к поклонению Божествам, глубоко привязанные к Святой Дхаме, обладающие вкусом к Кришна-катхе и стремящиеся служить Вайшнавам.

В вышеупомянутом стихе, изначально описанном в Бхакти Расамрита Синдху(1.2.90-92), Шрила Рупа Госвами объясняет что Вайшнавов, руководству которых мы вручаем себя, должны отличать следующие три черты: Associating with like-minded, affectionate, superior devotees – они должны быть старше нас в своем духовном опыте, их настроение преданности должно быть таким же к которому мы стремимся сами (саджатия); и они должны с теплотой и заботой относиться к нам (снигдха). Другими словами мы должны чувствовать их расположенность и искреннюю заинтересованность в вашем духовном развитии.

Но, нужно также понять, что подобную расположенность, необходимо заслужить. Быть Садхакой, означает культивировать настроение «попрошайки», умоляющего Вайшнавов о милости:

дургаме патхи ме’ндхасйа скхалат-пада-гатер мухум
сва-крипа-йасти-данена сантах сантв аваламбанам

«Труден мой путь. Я слеп и спотыкаюсь на каждом шагу. Пусть святые помогут мне, позволив мне опереться о посох их милости».(C.C. Antya 1.2)

В той степени, в которой в нашем сердце будут доминировать апатия, гордыня, самоуверенность, и Гуру-абхиман (гордость и мысли о том, что я гуру), в той степени мы не будем чувствовать потребности в расположенности и в развитии глубоких взаимоотношений с Вайшнавами.

Чтобы научить нас правильному настроению, в котором мы должны молиться об Анугатье Вайшнавов, Шрила Бхактивинода Тхакур взывает:

крипа коро вайшнава тхакура
самбандха джанийа
бхаджите бхаджите, абхимана хао дура

«О Святой Вайшнава, пожалуйста, будь милостив ко мне. Только тогда я смогу понять свои взаимоотношения с Господом Кришной. Только тогда я смогу полностью погрузится в поклонении Господу Кришне. Только тогда моя ложная гордость покинет меня».

ами то вайшнава е будхи хойле амани на хобо амии
пратиштхаша Аси хридойа душибе хоибо нирайа гамии

«Если я продолжу думать, что я великий Вайшнав, я никогда не избавлюсь от гордыни. И если буду стремится к славе, мое сердце будет оскверненным, и я отправлюсь в ад».

томара кинкора апане джанибо гуру абхимана тьяге
томара уччиштха пада джала рену сада нишкапате бхаджи

«Отвергнув гордость и мысли о том, что я гуру, я смогу познать, что я твой слуга, О Святой Вайшнава. Я буду вкушать остатки твоей пищи, и приму пыль и воду с твоих стоп. Я буду искренне, всегда поклонятся Тебе».

нидже шрештха джани уччхиштхади дане хобе абхимана бхара
таи шишья таба тхакия сарвада на лоибо пуджа кара

«Если я так и буду считать себя самым возвышенным, буду кидать другим остатки своей пищи, я чрезмерно возгоржусь. Поэтому я всегда останусь твоим учеником. Я никогда не буду принимать чьего либо служения».

амани манада хоиле киртане адхикара дибе туми
томара чаране нишкапате амии кандия лутибо бхуми

«Пожалуйста, сделай меня достойным тебя. Только тогда я лишусь гордости и стану почитать всех. Только тогда я смогу воспевать Святое Имя Господа, и искренне плача, буду кататься по земле у твоих стоп». (Шрила Бхактивинод Тхакур. Кальяна Калпатару, Прартхана Дайньямайи, 8й бхаджан.)

Принцип Анугатьи это также принцип своего рода трансцендентной бюрократии. В материальном мире бюрократия залог застоя, тогда как в духовной сфере трансцендентная бюрократия приводит к обретению истинного прибежища у Кришны, который говорит в Ади Пуране:

йе ме бхакта-джанах партха на ме бхакташ ча те джанах
мад бхактанан ча йе бхактас те ме бхактатама матах

«Те, кто утверждают, что непосредственно преданы Мне—поддельные преданные; настоящие преданные — те, кто преданы Моим преданным».

Один из учеников Шрилы Бхактисидханты Сарасвати однажды вспоминал о своем Гуру Махарадже: «Сиддханта Сарасвати Тхакур всегда задавал людям вопрос: «Под чьим руководством проходит ваше преданное служение Кришне?» Как правило, они отвечали: «Нет, нет, меня интересует непосредственно Господь Кришна или Господь Рама». Затем, когда они уходили, наш Гуру Махарадж говорил: «У него нет преданности». Он отвергал таких людей как подражателей. Такого рода преданность — расплывчатая преданность. Она не приняла еще никаких конкретных очертаний, поскольку они игнорируют ашраю, дающих убежище преданных из окружения Господа. Это величайшее испытание на преданность.

Мораль: Кришна не один. Царь всегда находится в окружении своей свиты, своего великолепного двора. Тот, кто действительно хочет приблизиться к царю, должен делать это через установленное посредство.

Кришну всегда окружает огромная иерархия, огромная бюрократия, и обратиться непосредственно к Нему невозможно. Тот, кто на самом деле хочет обратиться к Нему, должен избрать правильное посредство и руководство. Он не может не прославлять преданных и не склоняться перед их великодушием. Только с помощью преданных мы можем оказаться подле Кришны. Должны ли мы думать, что можно перепрыгнуть через всю свиту и обратиться прямо к царю? Это нереально.

Кто-то может вести себя как великий преданный Кришны, но если он отвергает преданных, значит его преданность еще не приняла реальных очертаний—она еще весьма расплывчата. Он очень далек от Кришны». Теперь. Примеров, подобной трансцендентной бюрократии, в нашей Гаудия Сампрадае, огромное количество. В пятой главе Ади Лилы, Шри Чайтанья Чаритамриты, Кришнадас Кавираджа Госвами описывает руководство Вайшнавов доставшееся ему по милости Господа Нитьянанды и благословения, которые он получил благодаря Вайшнава-ашрайе следующими стихами:

ТЕКСТ 201
джайа джайа нитйананда, джайа крипа-майа
йанха хаите паину рупа-санатанашрайа

ТЕКСТ 202
йанха хаите паину рагхунатха-махашайа
йанха хаите паину шри-сварупа-ашрайа

ТЕКСТ 203
санатана-крипайа паину бхактира сиддханта
шри-рупа-крипайа паину бхакти-раса-пранта

Слава, слава Господу Нитьянанде, по чьей безграничной милости я смог укрыться в сени лотосных стоп Шри Рупы и Шри Санатаны!

По Его милости я нашел прибежище у великого Рагхунатхи даса Госвами и по Его же милости нашел приют у лотосных стоп Шри Сварупы Дамодары.

По милости Санатаны Госвами я постиг все истины науки о преданном служении, а по милости Шри Рупы Госвами вкусил сладчайший нектар этого служения.

Также ярким примером является описание того как Рагхунатха Даса Госвами служил под руководством Шри Сварупы Дамодары Госвами:

прабху самарпила танре сварупера хате
прабхура гупта-сева каила сварупера сатхе

«Когда Рагхунатха дас Госвами пришел к Шри Чайтанье Махапрабху в Джаганнатха-Пури, Господь поручил его заботам Сварупы Дамодары, Своего секретаря. Так они вместе стали заниматься сокровенным служением Господу. (ЧЧ Ади 10.92)

После ухода Сварупы Дамодары Госвами, под руководством которого Шрила Рагхунатха Даса Госвами обучался и служил в Джаганнатха Пури на протяжении шестнадцати лет, отправившись во Вриндаван, Рагхунатх Госвами вверил себя прибежищу Санатаны Госвами. Выражая свою признательность Рагхунатха Даса Госвами в «Вилапа-кусуманджали» обращает Санатане Госвами следующую молитву:

ваирагйа-йуг-бхакти-расам прайатнаир апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-духкхи санатанас там прабхум ашрайами

«Я не хотел пить нектар преданного служения, пронизанного духом самоотречения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня пить его, и, если бы не он, сам я никогда не смог бы сделать это. Он — океан милости. Он очень сострадателен к таким падшим душам, как я, поэтому мой долг — выразить ему почтение, склонившись к его лотосным стопам».

Помимо этого мы знаем, что Шрила Рупа Госвами находился под руководством своего старшего брата, друга и наставника в лице Шрилы Санатаны Госвами. Шрила Джива Госвами служил под руководством Шри Рупы и Санатаны. Нароттам Даса Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда Пандит служили и обучались под руководством Шрилы Дживы Госвами. Далее, список огромен.

Чтобы подчеркнуть важность служения под руководством Вайшнавов, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, установил в своих храмах систему Упадешеков, что в переводе с санскрита означает «наставник». У него было три уровня таких Упадешеков: просто Упадешека, Маха-упадешека и Маха-маха-упадешека. Обычные люди обращались к Упадешекам (наставникам). О самих Упадешеках заботились Маха-упадешеки, о Маха-упадешеках заботились Маха-маха-упадешеки, о Маха-маха-упадешеках заботился сам Бхактисиддханта Сарасвати, а о нем заботился Сам Господь Кришна.

В случае преданных ИСККОН, в роли подобных Упадешаков и Маха-упадешаков выступают старшие и опытные Вайшнавы, духовные наставники, руководители общин и GBC, которые должны подняться на платформу соответствующего уровня чистоты, сострадания, любви и доверия, чтобы давать реальное прибежище своим подопечным.

«Функция GBC в том чтобы никто из преданных не упал в Майю. Все GBC должны быть Гуру наставниками. Я инициирующий Гуру, а вы должны быть Гуру наставниками, обучая тому чему учу я и делая то что делаю я. Вы не должны просто внешне называться таковыми, вы должны действительно подняться на этот уровень. (Письмо Шрилы Прабхупады Мадхудвише Свами, 4 августа, 1974)

Со стороны младших преданных, существенной частью процесса предания себя Кришне является понимание принципа Анугатьи, и культивирование взаимоотношений со старшими преданными, духовными братьями и со своими духовными наставниками в настроении доверия и сотрудничества.

«Наше общество подобно большой семье и наши взаимоотношения должны быть основаны на любви и доверии. Нужно оставить склонность к раздорам, использовать свой разум и продвигаться дальше. Для этого, тебе нужно принять прибежище своих духовных братьев». (Письмо Шрилы Прабхупады Упендре, 6 августа, 1970)

В завершении позволю себе еще раз повториться: В той степени, в которой в нашем сердце будут доминировать апатия, гордыня, самоуверенность, и Гуру-абхиман (гордость и мысли о том, что я продвинутый, я гуру), в той степени мы не будем чувствовать потребности в расположенности и в развитии глубоких взаимоотношений с Вайшнавами.

Ваш слуга Радха Говинда даса

P.S.

ахам харе тава падаика-мула-
дасанудасо бхавитасми бхуйах
манах смаретасу-патер гунамс те
грнита вак карма кароту кайах

О мой Господь, Верховная Божественная Личность, смогу ли я вновь стать слугой Твоих вечных слуг, избравших Твои лотосные стопы своим единственным прибежищем? О властелин моей жизни, дозволь мне снова им служить, чтобы умом я был всегда погружен в мысли о Твоих надмирных достояниях, чтобы речью своей превозносил Тебя, а телом всегда с любовью Тебе служил!

Комментарий Шрилы Прабхупады: В этом стихе представлена самая суть жизни в преданности Господу. Прежде всего надо стать слугой слуги Господа (дасанудаса). Шри Чайтанья Mахапрабху утверждал и показывал на собственном примере, что каждый должен всегда стремиться стать слугой слуги слуги Кришны, покровителя гопи (гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах). Это значит, что надо принять руководство духовного наставника, который состоит в ученической преемственности и поэтому сам является слугой слуги Господа. Затем, под его началом, надо занять в служении Господу три наши достояния: тело, ум и речь. Тело должно быть занято физической деятельностью, под руководством наставника, ум — занят мыслями о Кришне, а речь -использована для проповеди во славу Господа. Жизнь того, кто таким образом посвятит всего себя любовном служению Господу, увенчается полным успехом. (Шримад Бхагаватам 6.1.24)