Садхана

Желание садху-санги и склонность служить Кришне (кришна-анушилана) появляются у дживы под влиянием сукрити.

Отвращение, которое джива испытывает по отношению к Бхагавану, есть результат ее желаний наслаждаться при помощи материальных чувств. Вследствие этого духовная душа скитается по всему миру в надежде обрести счастье. До тех пор пока это желание не сойдет на убыль, у души не может возникнуть склонность служить Бхагавану. Но, когда душа накапливает достаточно сукрити, или духовных заслуг, желание мирских наслаждений ослабевает. Таков результат милости, постепенно проявляемой Бхагаваном по отношению к дживе. Именно тогда у души естественным образом просыпается желание садху-санги (общения со Святыми).

Шраддха, или трансцендентная вера, возникает благодаря обсуждению во время садху-санги тем, связанных с Кришной. Когда джива начинает прилагать все больше и больше усилий в деятельности, связанной с Кришной, у нее появляется жадное стремление обрести Бхагавана. Когда это случается, следует принять прибежище у лотосоподобных стоп гуру, чей характер лишен изъянов и который исполнен знания философских истин. Искусству бхадана следует учиться у такого гуру. Джива обретает милость Бхагавана в полной мере только благодаря силе своего бхаджана.

Обретение милости Бхагавана – единственная цель садханы.

Джива полностью пленена майей, и в этом ее состоянии ей следует принять деятельность, составляющую садхану как обязательную. Это необходимо духовной душе, чтобы стать достойной обрести милость Бхагавана. Сам Шриман Махапрабху сказал: «садхана вина дживера садхйа васту кеха нахи пайа – джива, не совершающая садхану, никогда не достигнет своей цели, садхьи». Хотя возможно человек и обрел немного шраддхи, если он ленится заниматься деятельностью, составляющей садхану, и просто сидит и надеется обрести милость Кришны, он никогда не обретет истинного блага. Жизнь его просто пройдет впустую.

Будучи олицетворенной милостью, Кришна проявил Свое не знающее пределов сострадание по отношению к дживам, сотворив ведические писания. Более того, Он нисходит в каждую югу и проповедует определенную дхарму, или средство обретения спасения, специально предназначенную для этой юги. Таким образом Он старается побудить все дживы понять ведические писания и стать благорасположенными по отношению к Нему. В особенности в Кали-югу, Его милость доступна всем без ограничений. У тех же, в ком, несмотря на предоставленную возможность, не просыпается склонность совершать садхану ради обретения Кришны, просто нет надежды когда-либо обрести благую удачу.

Индивидуальный результат, обретаемый на ступени совершенства – одна из функций качества садханы человека.

Шри Кришна-чандра в высшей степени независим. Если Он того пожелает, Он может дать дживе Свой даршан. Говорится, что если в сердце человека отсутствует стремление совершать хотя бы небольшую садхану ради обретения Его, тогда по видимости горячее стремление такого человека к Кришне не может считаться настоящим. Скорее, это просто подобие истинного стремления. На самом деле, такого человека не удовлетворит даже непосредственный даршан Бхагавана. Скорее всего, он вернется в этот мир с Вайкунтхи, чтобы удовлетворить свое стремление к бесполезному счастью этого мира.

Метод садханы есть не что иное, как искусство усиления жажды к обретению Бхагавна. Человек получает милость Кришны пропорционально интенсивности этой жажды, которая в свою очередь развивается совершением садханы, характеризующейся тщательностью и горячим желанием. Когда такого рода садхана достигает полной зрелости, Кришна являет Себя такому садхаке. Господь просто не в силах сдержать Себя.

Отказавшись от занятия садханой, обусловленная джива никогда не добьется успеха – она обязана принять их с великим рвением. Человек приблизится к успеху в той степени, в которой чтит свою садхану.

Что такое садхана? Шрила Рупа Госвами пишет: «нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата». «Садхана – это метод пробуждения дремлющей в сердце вечной склонности любить Кришну». (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.2)

Вечное изначальное положение дживы – быть слугой Бхагавана, а ее вечное занятие – бхагват-према, любовное служение Бхагавану. В обусловленном состоянии духовной души ее вечно совершенная любовь наблюдается в форме ее любви к объектам чувств. Садхана – это метод, аннулирующий любовь к объектам чувств, и побуждающий вечную любовь к проявлению в сердце.

Шастры описывают различные составляющие садханы. В своей книге «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами разделил их на шестьдесят четыре категории. «Шримад-Бхагаватам» разделяет их на девять форм, таких как шраванам, киртанам, смаранам, и.т.д. Сутью всей садханы, особенно в Кали-югу, является харинама – воспевание Святых Имен Кришны.

Шрила Бхактивинода Тхакур