Роль матаджи с ребёнком в миссии Шрилы Прабхупады

Вопрос: Как определить духовный прогресс матаджи с маленьким ребенком? Какова ее роль в миссии Шрилы Прабхупады и развитии ИСККОН?

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Дело в том, что мать… она является первым гуру, поскольку ребенок, рождающийся в обществе преданных, является объектом особой медитации Шрилы Прабхупады. У Шрилы Прабхупады есть правнуки, они появляются.

И, будучи ачарьей (ачарья – это понятие родовое, т.е. это как бы готра Прабхупады, семья его), для Прабхупады очень важно, что происходит с детьми в ИСККОН, а первым гуру для ребенка является мать. Поэтому ИСККОН, именно как готра, как семья Шрилы Прабхупады… будет по-настоящему оцениваться наше служение Шриле Прабхупаде по тому, в каком состоянии находятся наши дети. Потому что, если наши дети не получают должной заботы в воспитании и любви, то это означает, что мы как бы разрушаем семью Шрилы Прабхупады.

И, соответственно, в этой ситуации на первом месте, безусловно… ну, на втором месте, я бы так сказал, потому что на первом месте находится состоятельность мужчин. Потому что, если мужчины не исполняют своего долга, то женщины не могут исполнять. Незащищенные, то есть им сложно исполнять долг матери, жены и т.д.

Поэтому, на первом месте находится исполнение долга мужчинами, а на втором месте, рядом, находится исполнение материнского предназначения. Потому что женщина – это мать, это не объект чувственного наслаждения, это не объект какой-то эксплуатации. Женщина должна быть обеспечена знанием о том, как исполнять свое материнское предназначение. Это знание она получает в обществе, в культуре. То есть культура наша – это культура семейная, дорогие мои преданные.

Семейная культура означает, что мужчины исполняют свой долг, женщины исполняют свой долг. Перед кем? Перед Прабхупадой, да? А что это значит на практике? Перед детьми своими. То есть, когда вы это делаете, то возникает правильная система, потому что природа Господа состоит из противоположностей: мужчина–женщина, взрослые–дети и т.д.

И если эти противоположности друг друга игнорируют, то это природа материальная, находящаяся под влиянием демонов. Если эти противоположности проявляют друг к другу заботу в Сознании Кришны, то это природа духовная, природа духовного мира. В духовном мире тоже же есть взрослые, дети и т.д., мужчины и женщины, но это имеет природу расы. А что такое раса? Раса означает обмен служением в Сознании Кришны. Вот что такое раса. Раса означает, что то, что вы делаете, имеет духовный вкус, духовный смысл.

Когда преданный служит ребенку, он служит не просто своему побочному продукту, побочному продукту своего тела, он проявляет расу. То есть он видит, что это ребенок, ребенок дан Кришной, для того, чтобы он мог проявлять любовь к Кришне через своего ребенка – именно так он думает, это его чувства. И за счет этого, происходят две важные вещи. Первая вещь происходит, очень важная – это то, что вы сами прогрессируете в Сознании Кришны, потому что если вы не служите тем, кто от вас зависит, тем, кого Господь вам дал для заботы, вы не прогрессируете в Сознании Кришны вообще, это невозможно. Если человек не испытывает сострадание к тем, кто от него зависит, и не проявляет должным образом заботы, он не сознает Кришну. То есть его Сознание Кришны – это выдумка. Поэтому, когда вы заботитесь о тех, кто от вас зависит, вы прогрессируете в Сознании Кришны – это очень хорошо.

Я вот приехал сюда с фестиваля коров, мы там обсуждали, как преданные заботятся о коровах – это тоже противоположности: человек и животное, тоже как бы полярности природы Господа. Когда преданные заботятся о коровах, которых Господь им дал для заботы, они тоже прогрессируют. Потому что таков план Кришны – мы прогрессируем, когда заботимся о тех, кого нам Господь дает для заботы, у нас нет никакого другого канала прогресса.

А вторая важная вещь, которая происходит, когда вы так делаете, так живете в Сознании Кришны именно, заключается в том, что ваши дети обретают Сознание Кришны. Потому что ребенок получает Сознание Кришны не столько через назидание взрослого, обращение его в Сознание Кришны как бы, сколько через реальный пример Сознания Кришны со стороны взрослого. Этим примером является любовь и забота, образование, естественно, все это включается туда.

Поэтому, когда ребенок чувствует, что вам с ним интересно, что вам интересно с его душой, вам интересно с его внутренним миром, вы хотите с ним разговаривать о Кришне, хотите с ним чем-то делиться, спрашивать его, занимать его чем-то развивающим… Ребенок, что он чувствует? Он чувствует любовь Кришны, он чувствует, что Кришне он нужен, и он принимает Кришну. Просто потому, что его мать не считает, что ее ребенок мешает ей практиковать Сознание Кришны.

А еще есть другой вариант, когда мать начинает ребенка воспринимать… ну она пофанатела уже немножко, как бы да, и уходит в другую крайность, в крайность кармы, она начинает своего ребенка рассматривать просто чисто биологически – вот мой ребенок, я просто буду о нем заботиться, это и будет мое Сознание Кришны. Сознанием Кришны это будет в том случае, если вы этого ребенка воспринимаете как душу и вы стремитесь… кормите его, заботитесь о нем, о чем-то разговариваете, но все это связано с Кришной, все это связано с его душой, с его личностью. Вот тогда это гуру, мать – это первый гуру.

Потому что, через отношение матери к отцу, через отношение матери к обществу, к нему самому, к служению, ребенок воспринимает… мировосприятие его формируется. Поэтому, если женщина чувствует себя незащищенной, если женщина не проявляет уважения по отношению к старшим, то что бы она ни говорила, ребенок будет эту систему ценностей впитывать, это будет заложено в его подсознании.

Я буквально недавно был в очень интересном месте в Грузии, может быть недели две назад, мы общались с замечательными людьми – это как бы семья академика Амонашвили. Может, наверное, знаете, это гуманная педагогика, то есть он — основатель, как бы, ачарья – основатель движения гуманной педагогики. Они люди очень интеллигентные, интеллигенты в высшем смысле этого слова, брахманическая очень семья – отец, сын такой же, мать ушла (умерла) от них какое-то время назад. Меня что больше всего порадовало, это… Вот что является истинным признаком квалификации учителя? Это именно его готра, состояние его готры, семьи. То есть вы можете понять, с какой личностью вы имеете дело, по состоянию пространства взаимоотношений, которое его окружает. И вот меня очень сильно вдохновило и порадовало то, что люди, которые там живут, очень чувствительны и очень осознанно подходят ко всему, то есть очень внимательны, очень любят учиться. Мы проводили каждый день Бхагаватам, мы каждый день обсуждали вопросы гуманной педагогики, служения детям.

Там очень много детей, все они очень любознательные, очень творческие. И что меня больше всего порадовало – это вот признак здоровья, саттвы – это то, что взрослые находятся в состоянии симбиоза с детьми. То есть взрослый видит ребенка, он не проходит мимо, он подходит, что-то спрашивает: «Чем занимаешься, что делаешь?», что-то там вместе с ним обсуждает, дает какие-то советы ребенку. Ребенок вдохновляется, продолжает что-то делать и взрослый идет [заниматься] своими делами дальше… То есть там нет такого, что ребенок — это знаете такой вот… его сплавили там куда-нибудь, как у нас преданные делают – вот ребенком занимаются, а я тут духовной жизнью живу. Духовной жизнью надо жить вместе со своим ребенком – вот это практика Сознания Кришны.

Я немножко расширил вопрос, который матаджи задала, но я просто хочу, чтобы вы усвоили принципы определенные. Потому что если мы поклоняемся Шриле Прабхупаде, мы должны понять, что поклонение Шриле Прабхупаде означает вполне конкретную деятельность внутри его готры. Вот это поклонение Шриле Прабхупаде, в первую очередь. Если мы игнорируем детей, мужчина игнорирует женщин и т.д., то есть сильный игнорирует слабых, то это поклонение является покрытым невежеством.