Резкие слова призваны встряхнуть человека

Резкие слова призваны встряхнуть человека. Это необходимо, чтобы вывести его из состояния самодовольства и помочь увидеть свое шаткое положение. Несколько резких высказываний часто имеют больший эффект, чем бесконечные вежливые тирады. Искренний человек высоко оценит подобную прямоту проповедника. лишь негодяй станет выражать недовольство. Поначалу люди могут отвернуться, но если у них есть хоть какая-то искренность, они задумаются и в конце концов примут нашу проповедь. Потом они будут только благодарны за то, что мы рассеяли их иллюзию.

Если мы не будем решительно проповедовать, мы не сможем никого переубедить. Многие из тех, кто стал преданным, не сделали бы этого, если бы им в свое время не проповедовали прямо и решительно. В 1977 году на Кубха-меле со Шрилой Прабхупадой стал спорить один молодой саньяси-маявади. Шрила Прабхупада был с ним очень резок. Присутствовавший при этом Бхакти Чару Махарадж подумал: «Почему Шрила Прабхупада так резок с этим человеком? Будь он с ним помягче, тот, возможно, стал бы преданным». Но тот человек, действительно, спустя несколько месяцев, присоединился к ИСККОН.

Кто-то может возразить: «но ведь то был Шрила Прабхупада, а он наделен особым могуществом». Однако по милости Кришны, преданный, решительно проповедующий Его послание, следуя указанию Шрилы Прабхупады, тоже заражается его духом и желанием принести благо другим людям и обретает особую силу. Решительные проповедники способны изменить жизнь человека. Для них это источник блаженства. Пусть поначалу им приходится сражаться.

Но стойкий проповедник не перестает радоваться, видя, как грубые материалисты обретают веру в сознание Кришны. Тот, кто идет на компромисс в своей проповеди, не познает этого трансцендентного удовольствия, даже улыбаясь людям много лет. «Это — негативный подход, — возразит сторонник компромиссов. — Нужно быть более позитивным».

Вот что на этот счет говорит Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Истину (сатья) можно преподносить двумя способами: позитивным (метод прямого утверждения) и негативным (метод противопоставления).Для объяснения истины недостаточно одного позитивного метода. Проповедь методом противопоставления способствует проявлению истины в этом мире в большей степени, чем проповедь позитивным способом» (Журнал «The Harmonist», июнь 1927).

Отрывок из книги Е. С. Бхакти Викаши Свами «Бескомпромиссная проповедь в служении Шриле Прабхупаде».