Разотождествление во время джапы

«Мы повторяли джапу вместе по утрам после мангала-арати. Я поглядывал на всех JBC, как они повторяют мантру. Меня привлёк Радханатх Махарадж. Он абсолютно ничем не был обеспокоен, никаких проблем, как младенец. Он управляет общиной, храмы строит, тоже болеет, есть ученики — всегда есть сложности. Но он, как младенец, сидел в блаженстве и, не отрываясь, два часа медитировал.

Я запомнил это настроение безмятежного погружения, разотождествления с материей во время джапы. У нас в голове столько дел, но во время джапы мы разотождествляемся. Ум наконец успокаивается. И снова к делам, уже обновлённым. Усталость приходит, когда накапливается отождествление в уме, ум становится безрадостным. А хорошая джапа смывает всё это: этого как будто и не было, или было не со мной. Это признак бхакти — всегда обновление. Прабхупада говорит: «Почему вы такие слабые? Старайтесь, совершайте усилия каждый день, привыкайте к этому».

Обычно причина проблемы с джапой простая — это лень. Оскорбление можно преодолеть воспеванием джапы, — но лень. Оказывается, у нас недостаточно энтузиазма. В «Харинама Чинтамани» говорится, что если человек совершает оскорбление, то что делать? Повторять постоянно! Но лень. Главная проблема Кали-юги — люди ленивы. В страсти люди ленивы, когда не платят, — сразу лень проявляется и в тамас переходит. Когда платят — страсть поддерживается: «У меня есть успех, признание, слава — и я поддерживаю свою жизнь таким образом в страсти». А если этого нет — тамас, лень, апатия. Нужно стряхнуть апатию. Как? Надо повторять мантру. Это и есть настоящая садхана».

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху