Разные семена бхакти

Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху говорит, что есть разные семена бхакти. Если у нас появилось семя чистого преданного служения, т.е. нам просто хочется служить Кришне, ничего другого не хочется, если есть понимание того, что таким образом мы сможем стать счастливыми, то это чистое семя. Но есть две другие категории семян, которые также могут привести нас на путь бхакти – это пратибимба-бхакти-абхас и чхая-бхакти-абхас. И нам нужно хорошо понимать, чем одно отличается от другого.

В чем особенность чистого семени бхакти? «Мой преданный никогда не падает» – это одна из характеристик. Если есть семя чистой бхакти, человек никогда не уйдет с этого пути, даже если оно слабенькое, все равно, это очень могущественная вещь даже на начальных ступенях. Иногда мы можем видеть как человек внешне с большим энтузиазмом практикует бхакти и через какое-то время уходит, и надо понимать, что несмотря на всю их практику семя которое было у них в сердце это не бхакти, это бхакти-абхас.

Пратибимба-бхакти-абхас значит отражение, а чхая-бхакти-абхас значит тень. И нужно четко понимать чем пратимба отличается от чхаи. Пратибимба – это когда у меня есть семя бхакти посаженное в мое сердце, я поверил в путь бхакти, но при этом цель моей практики другая: карма, гьяна или йога, я практикую бхакти, но на самом деле мне хочется чего-то другого, и я жду когда это другое придет, либо материальное благополучие, либо освобождение от страданий, либо мистические силы, я услышал, что бхакти это замечательный путь, что если повторять святое имя можно счастливым стать, что в семье все будет хорошо, и т.д. И в нашем желании привести людей на путь бхакти главное не перестараться, главное не пытаться совсем уж лапшу людям на уши вешать, что иногда мы делаем, пытаясь потрафить вкусам людей, т.е. косвенная проповедь, это когда мы хотим сказать людям что-то что актуально для них, и в то же самое время что-то, что может привести их на путь бхакти, и с этой актуальностью главное не переборщить, потому что для людей очень много чего актуального.

Бхактивинод Тхакур объясняет чем отражение отличается от тени – отражение не связано с самим предметом, отражение как бы существует само по себе, бхакти как бы отразилось в сердце, но это отражение искаженное, т.к. проповедник не вложил в человека веру в цель бхакти, не объяснил человеку для чего нужно бхакти, и поэтому он практикует бхакти для достижения каких-то других целей. И пратибимба никогда не связана с объектом, который она отражает, а тень связана. И Бхактивинод Тхакур говорит, что пратибимба никогда не приводит к чистой бхакти, иначе говоря, если мы имеем дело с человеком который пришел в результате этого воодушевления, которое вложила в него косвенная проповедь, что нужно сделать с этими семенами? Надо вырвать их из сердца. Пратибимба-бхакти-абхас никогда не приводит к чистой бхакти, тогда как чхая-бхакти-абхас может привести. Нам нужно хорошо разбираться в этих вещах, особенно когда речь идет о нас самих и когда речь идет о людях которым мы можем помочь на духовном пути.

Чхая-бхакти-абхас может быть двух видов. Когда у человека нет знания о своей сварупе или правильного понимания того кто есть садхака, что есть садхана, и какова цель этой садханы, т.е. сейчас наша практика на 90% относится к этому типу, что, в принципе, уже не плохо, потому что эта вещь может привести к чистой бхакти. И второй вид когда человек соприкасается, с какими-то вещами в этом мире которые возбуждает интерес к бхакти: прасад, святое имя, святая дхама, божества и т.д.

Бхактивинод Тхакур говорит, для того чтобы человек почувствовал бхакти-расу в сердце, то ему нужно держаться подальше от этих двух видов бхакти-абхасы, он должен хорошо понимать что есть одно и что есть другое. Если человек довольствуется тем, что он практикует чхаи-бхакти-абхас, то он никогда расу не испытывает, не говоря уже о пртибимба-бхакти-абхас. Если он понял, что его бхакти имеет природу тени, т.е. чем тень отличается от предмета который она отражает? Она не постоянная, жизни большой нет, интенсивности нет. Когда человек получает сварупа-гьяну, когда он понимает по-настоящему кто такой садхака, что такое садхана и какова ее цель, интенсивность его садханы возрастает во много раз. Каким образом человек может обрести расу? Если он поглощен садханой, если его практика слабая, так на всякий случай, тогда человек никогда расы не испытает, его практика всегда будет оставаться сухой.

Исходя из этого мы должны понять, что человек может получать посвящение когда у него правильное семя бхакти, что у человека в сердце не пратибимба, а как минимум чхая-бхакти-абхас, т.к. в других случаях бхакти никогда не трансформируется в чистую. В случае, если в сердце есть ложные семена, то нужно вырвать эти семена. Если гуру хочет дать посвящение, он должен убедиться, что ложные семена вырваны и правильное семя посажено в сердце ученика.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами.
Мадхурья-Кадамбини. Джаганнатха-Пури. 28.10.2014г.