Равнодушие – самое большое оскорбление

Кто-то из вас сталкивался в своей жизни с равнодушием? Каково вам было, когда люди просто игнорировали, проходили мимо, не замечая вас, особенно если это люди, которым мы сделали что-нибудь хорошее?

Равнодушие – самое большое оскорбление, которое мы можем нанести человеку. Если я накричу на человека, если буду топать на него, это будет меньшим оскорблением, чем равнодушие. По крайней мере, человек будет себя хорошо чувствовать: на меня обратили внимание. Но равнодушие – это нечто совершенно невыносимое!

Теперь представьте себе, каково бедному Кришне? Он столько всего нам дал, Он так о нас заботится, и даже муха нам интересней, чем Кришна! Есть люди, которые всю свою жизнь изучают червяков и говорят, что червяки – это в высшей степени интересный предмет. Но если им рассказать о существовании Кришны, они скажут: «Фу!» Как реагируют люди, когда их приглашаешь поговорить о Боге? Они говорят: «Давайте поговорим о чем-то более важном!» В том-то все и дело! Люди, живущие в этом мире, не хотят иметь с Богом ничего общего. Таково плачевное, печальное состояние душ, оказавшихся в мире двойственности. Это наша с вами беда, наша с вами проблема, наша с вами болезнь.

Поэтому трагедия нашего существования начинается с равнодушия к Богу. И сразу же вслед за этим возникает иллюзия. В тот самый миг, когда мы говорим: «Бог мне не интересен!» – нас окутывает майя, или иллюзорная энергия Кришны. В конечном итоге и рабство, и освобождение живого существа находятся в руках Кришны. Все зависит от Кришны. В результате того, что мы оказались в майе, в нас проявляются три качества: забвение, извращенное видение реальности и погруженность сознания в материю.

Что нам нужно для того, чтобы чувствовать себя благополучно в своем равнодушии к Богу? Забвение. Нужно забыть о Нем. Если мы хотим отвернуться от какого-то человека, если какой-то человек по той или иной причине нам не нравится, как мы поступаем с ним в своем сознании? Мы о нем забываем. «С глаз долой, из сердца вон». Как говорит Кави Йогендра: «К человеку приходит забвение, и у него отшибает память». Человек забывает о Кришне и вслед за этим у него появляется извращенное видение мира.

Это второй результат равнодушия: мы начинаем видеть мир по-другому. Каким-то образом наше видение мира искажается. Искаженное видение реальности заключается в нашем отождествлении себя с телом. При этом мы начинаем думать : «Я есть тело». Первый аспект майи заставляет нас забыть о том, кто мы есть, второй аспект майи – отождествлять себя с тем, чем мы не являемся, то есть с материей. Мы проецируем свое сознание в материю. И дальше, вслед за этим, наше сознание начинает погружаться в материю. Покрывая наше сознание двумя своими проявлениями, майя заставляет нас сосредотачиваться на вторичном.

В сущности, быть на чем-то сосредоточенным – природа нашего сознания. Живое существо «привязано» по самой своей конституции. В силу своей крохотности душа должна быть к кому-то привязана. На кого изначально направлена привязанность дживы? На Кришну. Если я от Него отвернулся, к чему мне остается привязываться? К майе – материи. Материя привязывает меня и становится для меня в высшей степени привлекательной. В результате, в конце концов, самое высшее достижение оказавшегося в майе человека – бхайа, страх!

Таково описание нашей с вами трагедии, описание всей материальной жизни. Все началось с того, что мы отвернулись от Бога, потом мы пригласили к себе майю. Майя дала нам это «замечательное» тело, которое отбило у нас память и заставило отождествить себя с ним, и как следствие привязанности к телу мы начинаем испытывать страх.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами