Работа в жизни вайшнава

В последнее время мы часто слышим о четырёх потребностях человека, а именно: физических, социальных, интеллектуальных и духовных. Каждый человек, если только он не является освобождённой душой, нуждается в гармоничном сочетании этих потребностей. Поэтому задача человека найти баланс, который поможет ему удовлетворять эти потребности, понимая важность каждой из них.

Социальная потребность человека, это очень важная часть жизни, поскольку связана с физическими потребностями, а также с обществом и нашей ролью в этом обществе. Иногда преданные, очень боятся работать с обычными людьми, предпочитая инертную домашнюю жизнь. Не редко в такой спокойной домашней обстановке они погружаются в тамо-гуну и становятся пассивными людьми. Когда ум не занят активной деятельностью, это становится причиной больших духовных и материальных проблем.

Есть две причины, по которым преданный испытывает проблемы в социальной и личной жизни.

Первая, это влияние гуны невежества, из-за чего повышенный эгоцентризм, разрушает нашу личную жизнь, тогда как наша лень разрушает социальную жизнь.

Вторая причина- это план Кришны. Иногда, Кришна отнимает у нас средства к существованию и разрушает личную жизнь для того, чтобы мы предались ему на все 100%. Но эти две причины нельзя путать, поскольку если мы примем первое за второе, то станем сахаджий, искуственно имитируя продвинутого преданного, а если примем второе за первое, то наши усилия не принесут никаких плодов, поскольку будут противоречаить планам Господа.

В Бхагават-гите (6.3) Кришна говорит:

арурукшор мунер йогам,
карма каранам учьяте,
йога рудхасья тасьяйва
шамах каранам учьяте

Для новичка, активная физическая деятельность является средством достижения совершенства, а для достигшего совершенства, прекращение физической деятельности, т.е. медитация.

Таким образом, если преданные неактивны, они погружаются в невежество. Эта активность может быть либо в духовной жизни, либо в социальной. Бхактивинод Тхакур говорит, что социальное общение не оскверняет человека. А также это может стать хорошей возможностью для проповеди.

Например, один из учеников Шрилы Прабхупады работал таксистом и своим клиентам распространял книги и проповедовал. Также я знаю преданного, который распространяя картины, дарит книги Шрилы Прабхупады и проповедует. Таким образом, не следует воспринимать социальное общение как асат-сангу. Преданные должны понять, что любая деятельность, относящаяся к социальным потребностям, есть наша проповедь. Люди особо не запоминают то, что, мы говорим, но они всегда смотрят на то как мы живём. Те проблемы, которые были в ИСКОН много десятков лет назад, до сих пор мусолят в СМИ и никому нет дела до того, что в Бхагавад гите говорится абсолютно противоположное их обвинениям. Для большинства преданных лучше проповедовать, исполняя свои предписанные обязанности, чем говорить о философии, в которой люди совершенно не разбираются.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что социальная жизнь преданного, это, во первых: вклад в общественную жизнь государства в котором они живут, во вторых: вклад в свою семью и свои физические потребности, а в третьих: вклад в проповедь СК.

Одним из самых важных вопросов социальной жизни преданного, это: как определить свою гуна-карму т.е. качества которые свойственны моей природе и род деятельности подходящий моей природе. Иногда с детства человек привязан к какой либо деятельности и уверен в своём выборе, а иногда человек перепробовав десятки специальностей, так и не может сделать свой выбор.

Бывает также, что деятельность человеку нравится, но доходы оставляют желать лучшего и тогда приходится выбирать между любимой и нелюбимой специальностью. Всё это различные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни, и порой они приводят нас в тупик.

В большинстве случаев, причиной отсутствия вкуса к какой либо деятельности и средств к существованию, является непрофессионализм.

Если вы не умеете делать что-то очень хорошо, вам никто не будет платить хорошие деньги. Я видел, как многие преданные работают на стройке, но при этом постоянно жалуются на свои доходы. Оказывается, что они просто не имеют высокооплачиваемые специальности, поэтому работают подсобниками или делают ту работу, в которой не нужен большой профессионализм. Профессионализм зависит от образования и навыков, поэтому если мы хотим достойного вознаграждения за свою работу, то должны быть серьёзными в своей профессиональной деятельности.

С другой стороны если мы хотим получить вкус к какой то деятельности, мы должны учится делать это очень качественно. Например, если ведущий поёт киртан и при этом часто ошибается и сбивается с ритма, то он будет чувствовать, что другим такое пение не нравится, при таких обстоятельствах получать удовольствие от того что ты делаешь, невозможно. Но если вы профессионально ведёте киртан, то воодушевлённые преданные будут вдохновлять вас, и вы сможете чувствовать себя удовлетворённым и полезным для других.

Таким образом, профессионализм, на прямую связан со вкусом к деятельности и вознаграждением за неё. Если мы хотим быть успешными в своей деятельности, мы должны использовать брахманический подход.

Брахман любую деятельность сначала изучает, а потом делает. Методом «научного тыканья» многому не научишься, да и пока научишься, испортишь себе репутацию на рынке труда.

Второй немаловажный момент это — коммуникация. Вы можете быть профессионалом в своей деятельности, но если вы не умеете строить отношения с другими, особенно с руководством, то потеряете свою работу и оставите плохое впечатление о преданных.

Я знаю нескольких преданных, которые являются неплохими специалистами в своей деятельности, но из-за того, что постоянно ссорятся с руководством, вынуждены всё время менять место работы. Такая нестабильность не может приносить устойчивую прибыль и не может являться позитивной проповедью. Мы можем винить в своих неудачах свою карму, мы можем винить в своих неудачах ИСККОН, который не научил нас зарабатывать деньги, мы можем обвинять в этом кого угодно, но от этого мы не станем удачливее. Истинная проблема находится внутри нас, и пока мы ищим причину наших неудач где-то ещё, наши попытки исправить положение, обречены.

Третий момент самый важный, поскольку является нашим внутренним настроением во время совершения деятельности. В Бхагават-гите (3.9) Кришна говорит:

ягьяртхат кармано ньятра,
локоям карма бандханаха
тад артхат карма каунтея
мукта сангах самачара

Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она явится причиной рабства. Необходимо всегда помнить, кто стоит за любой деятельностью, и кто даёт нам плоды этой деятельности. Если мы из-за жадности не видим, что Кришна является тем, кто даёт нам плоды нашей деятельности, то Он заберёт их, для того чтобы напомнить нам об этом. Кришна говорит в Бхагават-гите (16.21):

три видхам наракасьедам , варам нашанам атманах,
кама кродхас татха лобхас, тасмат этат траям тйаджет.

Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу.

Кришна может пойти на любые уловки, для того чтобы научить нас жить в соответствии с Бхагават-гитой.

В конце концов, из четырёх типов потребностей человека, духовная является главной и приоритетной, но если она не удовлетворяется, то пострадают все остальные. Вы можете задать вопрос. А почему некоторые непреданные, несмотря на полное отсутствие духовной жизни, успешны? На самом же деле, это кажется, что они успешны. Они могут быть успешны в чём—то одном, тогда как другие потребности всё равно будут страдать. Из-за того что сегодня большинство людей бездуховны, баланс между этими потребностями практически невозможен, следствием этого является то, что люди всё время находятся в состоянии депрессии. Чем больше человек успешен в своей материальной жизни, тем больше он нуждается в услугах
психолога.

Можно видеть, что те грихастхи которые серьёзно следуют своей садхане и дорожат своей духовной жизнью, наиболее устойчивы и меньше подвержены депрессиям. Кришне не нравится когда преданный ослабляет свою духовную жизнь, оправдывая это своими социальными потребностями. Многих преданные практически загубили свою духовную жизнь. Они ложатся спать поздно ночью как заядлые материалисты, и просыпаются, когда в храме заканчивается класс по Шримад Бхагаватам. При таких обстоятельствах духовная жизнь становится оскорбительной, что приводит к дальнейшей деградации. Поэтому нужен здоровый баланс между нашей духовной жизнью и профессиональной деятельностью.

Помимо всего этого Прабхупада хотел, чтобы грихастхи отдавали 50% своего дохода Кришне. В этой связи Индрадьюмна Свами поясняет, «50% от денег, которые остались после того, как вы удовлетворили все свои необходимые потребности ».

Это соответствует с примером Рупы Госвами, который имел целую лодку золотых монет. После многих лет своей службы в качестве министра, у него осталась целая лодка золотых монет, которую он разделил пополам. Одну половину он раздал вайшнавам и брахманам, а вторую оставил своей семье и себе на всякий случай. Это означает, что когда мы удовлетворяем все нужды своей семьи, и у нас остаётся остаток, то его нужно поделить пополам с Кришной. Это нужно для того, чтобы мы всегда помнили, кто нам даёт эти деньги. Лакшми — Богине Процветания, очень нравится когда мы тратим деньги на служение её Супругу. Если мы поселили у себя дома Господа, и искренне служим Ему, то Богиня Процветания поселится в нашем доме, поскольку Она всегда рядом со своим супругом. Тогда наш дом станет храмом и в нем не будет никогда недостатка. Но если в нашем доме место алтаря занимает телевизор, а деньги, которые мы получаем, служат Кали, то результатом будут одни лишь беспокойства.

В конце концов нерегламентированные чувственные удовольствия и пренебрежение своими духовными обязанностями и есть причины наших страданий.

Удивительно, что даже находясь в ИСККОН, человек может себя чувствовать несчастным, хотя в его руках высочайшая религиозная наука и высочайшая религиозная практика. Это всё равно, что жить на Вайкунтхе и быть неудовлетворённым.

Ещё раз хотел бы повторится, что основная проблема находится в нашей бездуховности,
и тот кто сможет по достоинству оценить то богатство, которое дал нам Шрила Прабхупада и отнесётся к нему как самому дорогому в своей жизни, то даже если все остальные три потребности будут неудовлетворенны, он примет это как милость Кришны и будет счастлив.

Слуга слуги, слуги, слуги преданных Шрилы Прабхупады Адити-дукхаха дас.