Путь от материальной природы к духовной

Суть заключается в том, что вначале человеку необходимо перейти от пратьякши (то есть от кармы) к шабде (то есть к гьяне, к знанию). Это мы делаем в движении сознания Кришны — людям даем знание. И таким образом отрываем их от греховной кармы, то есть от кармической обусловленности.

А затем нужно соединить вот эту пратьякшу с шабдой, ведь духовный мир, в который мы, предполагается, должны все вернуться, – это же мир пратьякши, мир природы. Мы же не можем просто в шабде находиться — в звуке, в знании. Мы же должны быть в теле каком-то — правильно? — и быть в мире каком-то. Мы же не можем жить без чувств, без пратьякши.

Мы сейчас находимся в материальной пратьякше, которая держит нас за глотку. Она бессмысленна, у нее нет смысла. Чем отличается материальная пратьякша от духовной? Тем, что у материальной пратьякши, у материального тела, у материальных форм, которые мы видим, — у них нет смысла, они не связаны с Богом. Поэтому эта пратьякша причиняет нам страдания, она является причиной смерти, причиной мучений живых существ.

Поэтому смысл в чем? Вначале мы должны привнести туда шабду — то есть отвлечься от пратьякши, обратиться к шабде. Но это еще не мудрость. Мудрость начинается тогда, когда мы с помощью полученного знания начинаем постигать природу. Уже с духовной точки зрения, как связанную с Богом.

И когда мы начинаем постигать природу как связанную с Богом, как духовную, это и есть соединение пратьякши с шабдой, это дивья-пратьякша, то есть духовная природа. И вот это и есть, собственно, практика ученичества в сознании Кришны, то есть не религиозная практика (религиозная как раз связана с отвлечением от пратьякши, с отрывом), а именно ученичество, потому что ученичество означает изучение природы Бога, духовной природы, дивья-пратьякши.

Сейчас мы наслаждаемся природой, мы эксплуатируем природу. А мы должны служить природе, изучать ее. Это и есть деятельность ученика. И вот это есть мудрость.

Это очень большой вопрос, который далеко выходит за пределы наших возможностей, но принцип именно такой: вначале человек должен оторвать свои чувства от этого безумия (его нужно за уши оттянуть от того, что происходит, от его греховной кармы и дать ему знания); и потом его нужно опять вернуть к этой же самой жизни, к природе, но уже как бы на другой платформе (чтобы он ее постиг такой, какая она есть на самом деле — как духовную природу). Это будет тогда пратьякшей — настоящей, духовной пратьякшей, — и он сможет вернуться в духовный мир, в мир духовной пратьякши.

До тех пор пока мы не поймем природу, мы будем болтаться в материальном мире. Пока мы не поймем ее как связанную с Богом, как духовную природу, мы будем в этом материальном мире гнить, будем пытаться наслаждаться материальной природой, изображать из себя Бога.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами