Психология жертвы

Очень часто жертвы, они ищут кого-то, ищут своего гонителя, ищут кого-то, кто на них водрузит эти правила, кто в конечном счете избавит их от утомительной ответственности.

Они, по сути дела, хотят этого, и религия в этом смысле очень удобная вещь для того, чтобы избавить человека от ответственности за свою собственную жизнь, от ответственности за то, что он делает. Человек принимает эту систему слепо, превращается в какого-то фанатика, или сам ощущает себя жертвой, думает, что «смотрите, какой я смиренный», или он пытается других обратить в свою веру. Это всё нездоровые явления, которые опять же связаны с внутренней незрелостью человека. Так?

Теперь мы можем воспринимать некие внешние установки и сохранять их внешность по отношению к нам, и в этом смысле они будут подавлять нас. И они будут мешать нам развиваться. И если психолог имеет в виду такое явление, он, безусловно, прав.

Если психолог увидел, что незрелый человек принял какую-то систему над собой, и эта система подавляет его, подавляет его природу, подавляет его свободу, и он с радостью как бы принимает это и думает, что таким образом он достигнет чего-то, то, конечно же, психолог, или духовный учитель, или наставник должен этого человека взять за грудки и потрясти и сказать: «Ты обманываешь сам себя».

На самом деле это неправильный способ пользоваться заповедями и установлениями религии. Заповеди и установления религии не должны оставаться внешней силой по отношению ко мне. Если они остаются некой внешней, подавляющей меня силой, если я не понял, что это нужно мне, зачем это нужно мне, каким образом это приведет меня в какое-то более желаемое состояние, каким образом это поможет мне стать сильнее, развить свою волю, развить свой разум, если я не сделал все эти правила внутренними правилами, естественными правилами…
Потому что правила религии – это очень естественные вещи: не укради, не прелюбодействуй, возлюби отца и мать свою, ну, это даже как-то… Ну понятно же, что это надо делать!

Если я сознательно все время говорю, что это какие-то вещи, которым я подчиняюсь, то это неправильно! Если я понимаю, что это моя природа – действовать именно таким образом, что священные писания помогают мне через эти правила свою природу развить и развить свой разум, развить свою силу воли, не поддаваться соблазнам непосредственным, а идти, руководствуясь высшей целью, то тогда эти правила в конце концов станут моей внутренней природой. Они перестанут быть чем-то внешним по отношению ко мне, и тогда они будут помогать мне становиться зрелее.

По сути дела, эти правила – это некая карта, которую человек… карта местности, так? Если я буду следовать этому, я в конце концов приду в другое состояние сознания. Все эти правила в конечном счете нужны для того, чтобы у человека появилось… сформировалась более зрелая личность, чтобы он перестал ощущать себя жертвой, чтобы он перестал обвинять всех остальных, чтобы он принял ответственность на самого себя, чтобы он улыбнулся, сказал «да» всем этим правилам и сказал «да!» Богу, который стоит за всеми этими правилами.

Потому что в конечном счете Бог что хочет, давая все эти правила? Он говорит: «Ну, это вот единственный способ, каким ты сможешь стать счастливым. Прими эти правила и стань свободным в этих правилах! Не воспринимай правила как какие-то кандалы или жесткие ограничения, как клетку, в которую Я тебя загнал».

Основатель нашего движения Шрила Прабхупада, он называл регулирующие принципы или моральные принципы, которым должен следовать духовный человек, регулирующими принципами свободы. То есть то, что делает человека свободным в том случае, если он освоил их, понял их цель, понял их природу и понял, что в конечном счете они очень гармоничны. Они на самом деле естественны, это не есть нечто искусственное, навязанное мне, изуверское, призванное, чтобы искалечить меня.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами