Проверьте насколько вы смиренны

Сначала необходимо взглянуть на свою собственную жизнь с этой точки зрения. Есть ли у нас желание выражать почтение другим? Если мы в основном размышляем только о своих соб­ственных достижениях или об отсутствии таковых, то мы еще не обрели смирения. Иногда у нас развивается синдром «игры в Бога», и мы начинаем очень беспокоиться о своих собственных недостатках. Мы беспокоимся о своих болезнях, о недостатке разума, об отсутствии мужа, жены или детей и о многих других проблемах. Подобные беспокойства прямо противоположны смирению, поскольку в центр мы ставим свою собственную жизнь. Если мы обнаруживаем, что у нас нет желания оказы­вать почтение другим, а если мы и делаем это, то с неохотой, значит, в этом кроется одна из причин отсутствия вкуса к по­вторению святого имени. В таком случае мы просто будем про­должать повторять механически, не испытывая никаких высо­ких переживаний и не чувствуя связи со святым именем. Если нет подлинного смирения, то результата не будет. Итак, чтобы определить, что препятствует нашему прогрессу, нам необходи­мо взглянуть на свои собственные недостатки: гордость, страхи, иллюзии, сомнения и эгоизм.

Другой аспект смирения состоит в том, чтобы «отойти не­много в сторону» и позволить Кришне и гуру руководить нами. Жизни великих ачаръев являются образцом смирения такого ода. Читая их книги и молитвы, поражаешься тому, насколько искренне они считали себя падшими и никчемными. Описывая великолепие Кришны, Его могущество, милосердие и велико­душие, ачаръи чувствовали себя абсолютно недостойными тех духовных переживаний, которые открывались им.

По мере того как одна юга сменяет другую, все больше сокращается продолжительность жизни, уменьшаются разум, размеры тела и благочестие. Единственное, что увеличивается, — это аханкара, ложное эго. Чем больше люди отдаляются от Кришны и Его спутников, тем больше становится их ложное эго, и тем больше трудностей возникает на их пути. На самом деле очень опасно общаться с людьми, которые обладают опре­деленным духовным могуществом, но не имеют смирения. Опасность состоит в том, что истинное духовное могущество и истинная связь со Всевышним не могут существовать без сми­рения. Мистическое могущество, лишенное смирения, приво­дит к эксплуатации, манипулированию и жестокости. Может даже оказаться, что это могущество имеет демоническую при­роду, поскольку демоны — тоже могущественные существа, од­нако они используют свою силу для уничтожения и разруше­ния. Если вы видите человека, который обладает большим духовным могуществом, но не имеет смирения, будьте осто­рожны.

Это указывает на то, что такой человек считает себя бо­жественным даром миру и из-за раздутого самомнения не спо­собен ценить других. Изучая жизни истинных враджаваси, госвами и других чистых преданных, мы видим огромную лю­бовь и уважение, которое они питали друг к другу. Такое умо­настроение не является результатом ментальной гимнастики, требующей огромных усилий; оно — естественное следствие Подлинного смирения. В то же время полубоги, обладающие огромным могуществом, но лишенные смирения, постоянно Испытывают страх перед друг другом. Они часто нападают друг на друга, а также на других живых существ, если те представля­ют собой угрозу их положению в материальном мире. Кто-то может занимать высокий пост и даже произносить святое имя, но чрезмерная гордыня, страх и иллюзия вызывают дух сопер­ничества, а не взаимоуважения. В подобных случаях можно на­блюдать лишь манипулирование людьми и деспотичную власть. Эти отрицательные качества мешают нам наслаждаться святым именем.

По сути дела, нам нужно отстраниться и позволить гуру и Кришне направлять нас. Смирение делает нас способными об­рести милость, которая всегда была в нашем распоряжении. Кришна и Его представители готовы поделиться ею с нами, од­нако, не обладая достаточным смирением, мы отгораживаемся от нее. Развитие смирения можно сопоставить с развитием бхакти, поскольку и то, и другое не является чем-то сентимен­тальным.

Чтобы предаться Кришне, необходимо наличие опре­деленных качеств, таких, например, как знание и аскетизм. Если человек чувствует незащищенность и страх, если он не облада­ет знанием, он не сможет предаться. Знание — это понимание смысла своих действий. Наше преданное служение было бы бо­лее эффективным, если бы мы совершали правильные дейст­вия в правильном сознании. Однако случайный правильный поступок не обладает той же силой, что и действия, совершае­мые в знании. Преданность включает в себя все эти вещи плюс смирение, которое играет решающую роль. Философия Нью-Эйдж таит в себе опасность, поскольку она учит: «Я — Бог, ты — Бог, он — Бог, она — Бог». Иными словами, согласно этой философии, мы должны исповедовать свою собственную истину и уважительно относиться к тому, что истинно для дру­гих. Таким образом, каждый может стать богом. Однако истин­ное смирение означает признание Высшей Абсолютной Исти­ны. Абсолютная Истина — не догма. Существует абсолютный любящий Бог, который старается донести до нас Свою любовь, но мы всячески препятствуем этому. Мы должны перестать со­противляться и открыться Господу, и смирение — ключ к этому.

Если кто-то хочет подарить нам какую-то вещь, но нам не нравится либо сам человек, либо упаковка, мы можем отказать. Сомнения и страхи несовместимы с бхакти, однако, если мы попытаемся искусственно избавиться от них, они обратятся в слепую веру. Вместо того чтобы слепо принимать, а затем отвер­гать различные пути, нам нужно провести тщательное исследо­вание и, выбрав путь, твердо решить идти по нему до конца.

Фрагмент книги Е. С. Бхакти Тиртхи Свами «Шри Шикшаштака. Размышления о сакральных истинах».