Просмотр телевизора и кино

Шиварама СвамиB этих видах деятельности — два недостатка; неважно, практикуются они регулярно или время от времени. Недостаток первый: средства массовой информации всегда повествуют об интоксикациях, сценах сексуального характера, насилии и азартных играх. Поэтому их просмотр означает нарушение регулирующих принципов. Для чего нам погружаться в просмотр этих проявлений Кали-юги, если нам и так сложно оставаться в стороне от них? Зачем мне впускать это в свой дом и знакомить с этим детей? 

Шиварама СвамиB этих видах деятельности — два недостатка; неважно, практикуются они регулярно или время от времени.

Недостаток первый: средства массовой информации всегда повествуют об интоксикациях, сценах сексуального характера, насилии и азартных играх. Поэтому их просмотр означает нарушение регулирующих принципов. Для чего нам погружаться в просмотр этих проявлений Кали-юги, если нам и так сложно оставаться в стороне от них? Зачем мне впускать это в свой дом и знакомить с этим детей? Ответ: это происходит потому, что у человека имеются материальные желания, и он таким образом погружается в них.

Второй недостаток — всё, что Вы видите, оставляет отпечаток в Вашем сердце. Итак, неистовое насилие, секс, интоксикация, грязная речь, аморальное поведение, фантастические истории, к примеру, о Человеке-пауке, прыгающем по зданиям и летающем по воздуху, — всё это становится объектом нашей медитации, и оставляет определённое впечатление. Это впечатление может проявиться позже — не только как отражение нашего ума, но и как нечто, сеющее семена материальных желаний в сердце или поливающее уже существующие семена желаний. Таким образом, эта деятельность очень пагубна.

Инициированные преданные дают обет следовать регулирующим принципам. Что касается брахмачари и санньяси, мы говорим, что, даже просто раздумывая о половых отношениях, они нарушают принципы. Грихастхам, действительно, дано такое право — но только в рамках своей семьи. Им не позволяется смотреть на половые отношения или другие вышеперечисленные вещи. Итак, и во всех этих случаях — размышлять над этим, смотреть на это и наслаждаться этим — нарушение принципов. Как же тогда инициированный преданный может делать всё это с чистой совестью?

Каков же результат нарушения регулирующих принципов? Мы совершаем грех. А совершая грех, мы усложняем свою духовную жизнь, запутываемся в материальном существовании и страдаем от последствий этого греха. Грех влияет на наш ум — ведь мы позволяем греховным мыслям оседать в своём сердце. Они поднимаются, как пузырьки воздуха из ила, и становятся источником греховных желаний, которые впоследствии приводят к новым греховным поступкам. Рано или поздно преданный начинает делать то, что видел по телевизору и в кино. Увидев безбожие, он последует ему. Увидев насилие, он совершит его. Под влиянием материалистичных идей эгоизм и гордость за материальное тело становятся конечной целью жизни; таким образом легко погрузиться в телесное сознание и стать эгоистом.

Всё это иссушает лиану преданного служения и делает преданность незначительной и пустой. Почему преданные так поступают? Очевидно, они не делают того, что должны. Тот, кто не воспевает Харе Кришна, не слушает Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-Чаритамриту без оскорблений, или не делает этого в необходимом объёме — недостаточно силён духовно, чтобы противостоять социальному давлению тех, кто совершает все эти дурные поступки.

…Но есть и фильмы о преданности; они поливают росток нашего бхакти, дают вдохновение и продолжительное чувство удовлетворённости нашему сердцу.

Е. С. Шиварама Свами