Продолжай! Наступит время, когда ты станешь совершенным, сознающим Кришну

Харе Кришна Прабху! Примите, пожалуйста, мои поклоны! Слава Шриле Прабхупаде!

— Харе Кришна! Огромное спасибо за ваши лекции (Гуру-таттва, Таинство дикши). Они очень сильно вдохновили меня и заставили работать над собой. Они показали, что нужно усиленно и систематически изучать и слушать лекции и книги Шрилы Прабхупады. Скажите, пожалуйста, вы в своей лекции по гуру-таттве говорили про то, что очень важно поддерживать отношения с вартма-прадаршика- гуру. А если он не связан с ISCKON. Я просто послушал его лекцию и началась моя духовная жизнь. Как поддерживать с ним отношения?

Духовные взаимоотношения не обусловлены географическим расположением, временем и пространством. В подобной ситуации Вы можете поддерживать взаимоотношения со своим вартма-прадаршика-гуру на уровне сердца, в форме признательности и благодарности, проявляющейся в том, что вы серьезно практикуете свое Сознание Кришны.

— И имеет ли смысл изучать глубоко и систематически Ишопанишад, Упадешамриту, Шримад Бхагаватам, Бхагавад гиту без посвящения? Спасибо вам.

Если бы в этом не было смысла, Шрила Прабхупада не стал бы вдохновлять своих последователей распространять эти книги на улицах, неинициированным людям.

Изучение на данном этапе, в преддверии инициации, должно осуществляться Вами в настроении школьника, изучающего азы, для того чтобы со временем поступить в большой университет. Уникальность книг Шрилы Прабхупады именно в этом – они доступны и полезны как начинающим преданным, так и духовно зрелым преданным. Изучая его книги и комментарии, и те и другие получают от Шрилы Прабхупады то, что им необходимо сейчас для духовной жизни, в соответствии с их уровнем, адхикарой (духовной квалификацией).

— Слушая описываемые качества, про которые вы рассказывали, хотелось им следовать (особенно про брахманические качества, такие как пунктуальность и чистота). Но как показывает практика, со временем энтузиазм пропадает и снова начинаешь пренебрегать правилами. Вопрос в том, как в них утвердиться?

Ослабление энтузиазма в следовании правилам и предписаниям является следствием подверженности влиянию низших гун материальной природы — страсти и невежества.

Чтобы утвердится в следовании правилам и предписаниям, нужно продолжать слушать послание Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиты в обществе преданных, повторять святое имя и культивировать качества саттва-гуны.

«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма [Сверхдуша], находящаяся в сердце каждого живого существа, и благодетель искреннего преданного, — очищает сердце преданного от желания материальных наслаждений, когда в том развивается вкус к слушанию Его посланий, которые праведны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Регулярно слушая «Бхагаватам» и служа чистому преданному, человек почти полностью избавляется от всего, что тревожит сердце, и тогда любовное служение всеславному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце человека воцаряется любовное служение, гуна страсти [раджас] и гуна невежества [тамас] перестают оказывать на него влияние, а похоть и желания [кама] уходят из его сердца. Тогда он утверждается в благости и обретает счастье». (Шримад Бхагаватам 1.2.17─21)

Влияние саттва-гуны проявляется в нашем сознании как энтузиазм и сосредоточенность, помогающие нам утвердится в нашей духовной практике. Помимо этого, стабильность в следовании правилам и предписаниям приходит в результате следования им в течение долгого времени — диргха-кала. (Не нужно ложно ожидать, что брахманические качества саттва гуны разовьются за пару недель). Нужно практиковать свою садхану каждый день, без «отпусков», непрерывно – найрантарья. Также нужно заниматься духовной практикой с необычайным тщанием, прилежанием, делать это, как будто мы делаем это впервые, с огромной свежестью и огромной верой, прилежностью, почтением и внимательностью — саткара.

Другими словами, если перевести вышеописанные сложные термины из Йога-сутры Патанджали Муни на доступный нашему пониманию язык Шрилы Прабхупады, нам нужно просто продолжать свою духовную практику:

«В начале могут быть какие-то недостатки. Это достаточно естественно. Подобно ребенку, который пытается встать на ноги и иногда падает. Но это не означает, что он вообще должен отказаться теперь от подобной идеи. Продолжай. Наступит время, когда ребенок будет совершенным. Наступит время, когда ты станешь совершенным, сознающим Кришну». (Январь 1, 1969. Лос-Анджелес)

И правильно ли я понял некоторые вещи:

1. Сразу мы выбираем одно какое-то качество и стараемся культивировать его. Так у каништх (а то и ниже уровня) не хватит сил сразу все их охватить?

Да, правильно. Но при этом хочу отметить, что важно начать со «срочных» качеств, обеспечивающих фундамент для культивирования всех остальных качеств характера вайшнава:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих

«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно».

2. И насчет гибкости: мы можем понижать стандарты в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, но это не должно входить в привычку?

Мы должны быть практичными. Иногда место, время и обстоятельства вынуждают нас проявлять гибкость во вторичных принципах, для того чтобы усилить наше служение с точки зрения первичных принципов. Но, если мы понижаем стандарты просто из-за банальной лени, мы проявляем неискренность…

Хороший слуга всегда думает о том, как улучшить качество служения своему Господину. Плохой слуга ищет любые предлоги для того, чтобы оправдать свою лень и безответственность.

Ваш слуга, Радха Говинда Даса