Притхак-бхава

Признаком гордости является желание делать что-то отдельное, самостоятельное. Признаком смирения является желание делать все в коллективе, в команде. Желание делать что-то в команде, чтобы общий результат был правильный. Чтобы общий результат был большим, хорошим. А не индивидуальный результат. Когда мы думаем об индивидуальном результате, это называется притхак — настроение сепаратиста.

Например, типичная ситуация. Проводиться праздник. И перед преданным есть дилемма, выбор: я иду на санкиртану, получая за это очки. Либо я помогаю украшать торт. Мой вклад никто не заметит. Или я иду, украшаю сцену фестивальную. Или я иду готовить прасад на кухне вместе с 10 другими поварами. Никто даже не заметит этого.

Смиренный преданный пойдет на кухню вместе с другими преданными. В конце концов это наша йога. Санкиртана означает совместная йога. Совместный духовный прогресс. Не индивидуальный духовный прогресс, а совместный духовный прогресс. Это означает санкиртана.

Преданный-индивидуалист, который подвержен в соответствии с Капиладевом влиянию гуны невежества или гуны страсти, подумает: «Мне начхать на ваш фестиваль. Мне начхать на ваш праздник в храме. Мне надо очки получать. Я пойду, и буду получать очки. Я буду распространять книги, я буду зарабатывать очки». Поэтому преданный, который обладает духом смирения, он думает о команде.

Я приводил когда-то пример с Майклом Джорданом. Кстати, когда он начинал играть в баскетбол, его пару раз удаляли из команды в своем университете. Ему говорили: «У тебя нет шансов стать баскетболистом». Но он был настолько упорным, что в конечном итоге он стал самым лучшим. Это легенда баскетбола. И однажды был случай, когда Майкл Джордан в очередной очень важной игре должен был поставить рекорд Гиннеса по количеству забитый мячей. И на последних секундах с той дистанции, на которой он тогда находился, он мог спокойно забросить мяч. Он делал это 10 000 раз до этого. Но что он делает: он берет мяч, и рядом с сеткой находится другой игрок с его команды. И он не бросает его в сетку, он подает мяч игроку из его команды. Тот ловит мяч, закидывает в сетку. Они выигрывают этот матч, но Джордан не ставит рекорд, и не попадает в книгу рекордов Гиннеса. И после этого к нему подходит журналист, и спрашивает: «Что ты сделал? Зачем? Ты мог просто закинуть этот мяч. Вы бы и выиграли, и еще бы в книгу рекордов Гиннеса ты бы попал». Майкл Джордан тогда сказал: «Меня не интересуют мои индивидуальные результаты, меня интересует командный результат. Меня интересует командная работа. Чтобы наверняка этот мяч был забит, я лучше отдам пас, и он затем забьет мяч».

Это очень сильный пример. Мы должны этот принцип понять. Служение, которое я делаю, я делаю от имени кого-то, я делаю через кого-то. И я делаю в командном настроении. В тот момент, когда во взаимоотношения просачивается притхак-бхава. Я видел это много раз. Это проявляется очень-очень часто. Самый яркий пример. Вы едете в паломничество, и там: «Я хочу пойти туда, я заплатил 3000 долларов, и что? Мне нельзя туда пойти?» Да можно пойти, не проблема. Но мы одна команда. Мы едем вместе. И мы вместе какие-то вещи делаем. И, в конце концов, хочешь сам пойти, пойди после обеда. Не вопрос. Лидерам этих групп приходится очень-очень много энергии растрачивать на то, чтобы людей собрать. И куда-то направить.

Это настроение обусловленной души — индивидуализм. Эгоизм и индивидуализм. Это проявляется в преданном служении, когда человек думает о том, что я сам хочу добиться личных результатов.

Я сам хочу проводить арати.
Я сам хочу говорить кришна-катху.
Я сам буду кому-то проповедовать.
А нужна твоя проповедь или нет?

Этого вопроса не ставится, потому что «Я ХОЧУ».

И до тех пор, пока в преданном служении вопрос ставится таким образом: «Я хочу сделать это и это». Ну, делай. Более зрелый вопрос: «Что нужно сделать, для того чтобы удовлетворить Гуру и преданных?» Это реально зрелый духовный уровень. Уровень когда «Я хочу сделать это и это», это как минимум, карма-мишра-бхакти. Потому что в центр вы ставите себя. Вы хотите наслаждаться плодами.

Е.М. Радха Говинда прабху