Притха деви даси. Те танцующие девушки. Часть 3

И когда мы идём с харинамой по улицам, разве ни правильно было бы, чтобы мужчины шли впереди, защищая женщин от возможного неадекватного поведения некоторых встречных и женщины шли в середине процессии?! А что мы наблюдаем сегодня? Женщины вышагивают нарядным строем впереди.

Старшие преданные, инициированные ученики, — оставьте попытки превращать харинамы в развлекательные представления, фривольные танцы, костюмированные шествия с набором экзотических или фантастических нарядов – либо прекратите называть это харинамами. Харинама означает то, что непосредственно связано с Хари, Верховным Господом, с Намой – Его Именем.

Танцы, которые сильно отличаются от тех, что явил нам Господь Чайтанья или о от тех, о которых говорил нам Шрила Прабхупада – не могут быть одобрены, если мы строго следуем линии наставлений Его Божественной Милости относительно того, как следует прославлять Господа с помощью своего танца. Не надо зацикливаться на шоу. В действительности Прабхупаде даже не нравилось, когда мридангисты начинали выдавать какие-нибудь свои замысловатые танцевальные па.

«Кришна киртана не подразумевает стремления публично демонстрировать развлекательные шоу. Эта активность должна быть направлена лишь на служение Господу. Поэтому нам нет смысла думать о том, как следует более артистично представить Кришна киртану, следует лишь обращать внимание на то, насколько сильно преданный стремиться удовлетворить Верховного Господа» (Письмо Шрилы Прабхупады Джадурани, 12 декабря 1967 г.)

Наверное, я всё-таки завысила свою оценку танцам этих женщин, указав выше на то, что эти танцы – духовны. Я не сказала, что они – не духовны. Но по факту – так и есть. Однако приходится сталкиваться порой с весьма специфическими наставлениями инициированных преданных, читая дословно то, что «если мы отказываемся от подобного рода действий по сути это означает, что мы отказываемся от того, чего Прабхупада хотел от нас». Но это – уже слишком. Покажите нам соответствующую цитату.»

Всё это напоминает мне имперсонализм. Харинама – не просто проявление определённой энергии, она касается Источника энергий – Бога/Кришны. Подобные комментарии в мой адрес делаются с целью остановить меня, чтобы защитить кого-то от моих критических замечаний. Но я понимаю, если этих женщин кто-то в своём критическом запале обзывает проститутками – надо действительно останавливать подобного рода критику, переходящую в оскорбления. Другое дело, когда вопрос касается разъяснений, которые должны получить преданные относительно того что именно и как правильно, должным образом следует распространять Святые Имена – и первое, что должны получить преданные участвующие в такой проповеди – именно эти разъяснения.

В организации подобных «духовных шоу» наверное бы не возникало проблем, если бы их организаторы сами были способны философски обосновать, что подобные формы проповеди в принципе авторитетны – но в реальности нет никакого смысла пытаться протестовать против авторитетных методов проведения харинам, так как мы уже получили авторитетные наставления по поводу того, как именно их следует проводить. (В этой связи многие призывают прекратить в принципе подобные развлекательные шоу, подменяющие харинамы. Несколько лет назад я делала поисковые запросы в Гугл и была шокирована тем, как много было подобных призывов. Так или иначе, люди предпочитали делать что-то в проповеднической миссии и лишь потом могли начать задумываться относительно того, насколько их действия могут быть авторитетны, увы).

Более важным случаем можно считать ситуацию, когда нам отвечают на наши замечания, что у преданных занятых организацией и проведением этих шоу нет просто времени подумать, как это всё сделать по-другому и какие существенные коррективы нужно вносить в данный процесс – таким образом это наша, но не их проблема. Они указывают на то, что это нам не хватает сострадания, чтобы одобрить подобные эффективные приёмы проповеди, и они на самом деле всё делают надлежащим образом, не сильно заморачиваясь с приводимыми нами цитатами Прабхупады, предполагая, что можно найти и другие цитаты – просто у них в «огне проповеди» нет на это времени.

Но если бы я нашла цитату Прабхупады, доказывающую, что в действительности это я в своей позиции неправа, я бы поступила именно в соответствии с тем, что говорил Прабхупада, предавшись ему. Так или иначе подобных цитат просто не существует. Поэтому чтобы доказать иную точку зрения, требуются конкретные цитаты, обосновывающие её – которых, в действительности, нет.

Опять же, какое-то время ранее я снисходительнее относилась ко всем этим отклонениям, пока в один день, кто-то не запостил в Интернете видео с танцующими женщинами, подписав его так: «Сознание Кришна распространяется повсюду». Но для меня это прозвучало по-другому: «Измените совершенное трансцендентное знание – и именно это поможет вам распространить Сознание Кришны повсеместно». И это было ещё одним толчком, заставившим меня всерьёз отнестись к этой проблеме.

Вкратце, моё понимание таково, что, если мы возьмём любой элемент учения или практики, данных нам Прабхупадой и используем его, сознание Кришны до какой-то степени может быть проявлено. И, конечно, всё это может принести благо другим хоть в какой-то степени. Поэтому я не утверждаю, что во всех этих танцах нет никакой связи с Сознанием Кришны. Нет. Я часто говорю, что танцующие искренни и делают то, что их просят делать и так, как их обучили делать это. Но учил ли Прабхупада именно этому?

Просто, я верю в то, что нам не следует менять тот стиль танца, который нам оставил Прабхупада (танцы, которые из-за своей простоты доступны для каждого), в отличие от нынешних танцевальных шоу, которые из-за своей сложности не для всякого ещё доступны.

Ложное эго обычно не позволяет нам принять очевидность многих собственных заблуждений (я знаю это конечно, и по собственному опыту). Но в случае с трансцендентными наставлениями нас не должно смущать то, что следует отказаться от каких-то собственных идей, идущих вразрез с указанными наставлениями.

Цель проведения харинам – это проповедь. При этом нет никакой необходимости демонстрировать уровень нашего танцевального искусства. Важно при этом также вдохновлять других петь и воспевать вместе с нами. Я множество раз видела, что это проще сделать именно тогда, когда наши танцы более просты и бесхитростны.

Важно добавить, что нынешние танцы на харинамах порой являются зрителю как некая выставка женской привлекательности – когда каждая женщина-участница стремится выглядеть молодой и красивой, нарядно одетой итд. В этой ситуации для женщин в возрасте могут возникать дополнительные препятствия в том, чтобы присоединиться к процессии, аналогичные проблемы могут возникнуть у женщин, которые не могут похвастаться привлекательной внешностью. Разве это должно быть проблемой на харинаме? Уверена, что харинаме нужно именно воспевание Святых Имён, а не бубенцы, ожерелья или браслеты.

В конечном счёте, не могу я поддерживать распространение всех этих современных танцевальных стилей, которые часто отвлекают внимание от Святых Имён на танцующих и атмосферу праздничного карнавала, которая при этом создаётся – все эти изменения в проповеди выходят в конечном счёте за рамки всего допустимого и разумного. И при этом всё это воспринимается многими таким образом, что благодаря этим изменениям мы ничего не теряем, а лишь получаем ещё больше радости и веселья.»

Просьба не понять меня неправильно. Очень здорово когда мы просто продолжаем проводить харинамы. Но я хочу, чтобы это делалось надлежащим, авторитетным образом. Для этого нет никакой нужды добавлять и выдумывать чтобы то ни было ещё.

Снова хотелось бы повториться – я не против того, чтобы устраивать сейчас подобные шоу, но я не согласна с тем, чтобы называть их харинамами. Если вместо этого просто называть их парадами или праздничными шествиями, как мы называем Ратха-ятры или уличными театрами, которые как я помню организовывал Лойтакша со своей супругой ещё во времена присутствия с нами Прабхупады, это нормально.

Тогда я видела преданные показывали целые представления вместе с танцевальными номерами. Помню как показывали эти представления Прабхупаде и я находилась среди преданных, толпившихся сзади. Прабхупаде тогда понравилось шоу и он благожелательно отзывался о нём. Подобного рода духовные представления – это замечательно. Прабхупада в действительности хотел, чтобы это направление проповеди также развивалось.

Но название «Харинама» следует оставить за той формой проповеди, какой она была прежде.

«Главный смысл (принцип) публичного воспевания в том, чтобы прославить Господа, но не в том, чтобы привлечь внимание толпы. Если Кришна будет удовлетворён, Он Сам пошлёт в это место искренних людей, ищущих путь преданного служения». Письмо Шрилы Прабхупады Субале – 12 ноября 1967 г.

«Итак, постарайтесь не испортить это Движение с помощью каких-то выдуманных идей. Очень прошу вас об этом. Следуйте тем наставлениям и рекомендациям, которые были вами уже получены, сохраняйте свою чистоту, тогда Движение будет уверенно и успешно развиваться. Но если вы постоянно стремитесь к каким-нибудь выдумкам, что тут можно поделать?! Это только всё испортит. Если что-то постоянно выдумывать, ссориться и сражаться друг с другом, вы просто уподобитесь другим новомодным и бесполезным организациям. Вы потеряете духовную силу. Пожалуйста, постоянно помните об этом…. Сейчас многие удивляются, откуда такая сила у этой Харе Кришна мантры, что с помощью неё происходят такие быстрые и радикальные изменения? Следует принять процесс, видя его силу и результат, который выражается в таких позитивных изменениях. Нам необходимо сохранить эту силу. Не превращайте мантру просто в обычную музыкальную вибрацию. Её природа иная – она – духовна». (Диалог с Шрилой Прабхупадой в комнате – Окленд, Новая Зеландия, 26 апреля 1976 год)»

Я никогда сильно не заботился о том, чтобы удовлетворять желания аудитории. Я собирался продолжать воспевать даже в том случае, когда никто не захотел бы прийти, чтобы послушать меня. Смысл воспевания в том, чтобы прославить Господа, а не в том, чтобы стараться привлечь внимание толпы. Если Кришна услышит искренний призыв, Он пошлёт нам искренних людей туда, где мы прославляем Его. Таким образом, мы сможем открыть тысячи новых центров, если нам удастся привлечь искренние души для организации служения в каждом из них. (Письмо Шрилы Прабхупады 12 ноября 1967 г.)

Я очень был счастлив, услышав о том, как ты участвуешь в наших уличных воспеваниях – Санкиртане, даже в тех случаях, когда тебе приходится выходить на воспевание в одиночку. Такое настроение служения – наилучшее, поэтому здесь тебе необходимо просто продолжать и тогда можешь быть абсолютно уверен в том, что Кришна поможет тебе при возникновении любых трудностей» (Письмо Шриле Прабхупаде 23 октября 1970 г.).

Примечания

* Пусть вас не смущают приведённые выше замечания – совсем наоборот. Организовать проведение харинамы – это просто! Не нужно никаких специальных танцевальных уроков. Просто берите с собой своих друзей и выходите. Одному нужно вести воспевание, остальным – хором повторять за ним. Может показаться, что это не так, но порой даже достаточно двух человек для воспевания. Это будет великолепно. Вы сможете ощутить этот мощный поток энергии!

** Если вы совсем ещё начинающая преданная и вам не очень комфортно ходить в сари – в этом нет проблемы – оденьте длинную юбку или ещё что-нибудь скромное. Для мужчин – начинающих преданных также бывает некомфортно ходить в дхоти, но в этом тоже нет проблемы – можно просто аккуратно одеться – чистые брюки и рубашка. И конечно, постараться, чтобы с носками тоже был порядок. ))

Нет ничего сложного в том, чтобы попробовать делать именно так. Можно проводить харинамы в своём или в соседнем городе, в студенческом городке, парке, везде, где это не запрещено. Попробуйте сами почувствовать эту радость.

Перевод: Махотсава-Гауранга дас

Часть 1

Часть 2