Притха деви даси. Те танцующие девушки. Часть 2

Уточню, дело не только в движениях бёдер, как, например, быть с извиванием рук, запястий, ладоней по 2-3 раза в каждую сторону… назад и вперёд, из стороны в сторону… Ведь Шрила Прабхупада никогда не советовал ничего, что напоминало бы нам какое бы то ни было извивание или движения в разные стороны рук и запястий. Ничего – кроме воздетых над головою рук – ИМХО, это символизирует наше стремление к Богу / Кришне. Это также эмоция, выражающая нашу преданность.

Также, сейчас для женщин стало принято вышагивать полностью в унисон, что больше напоминает занятия в школе танцев или тот же парад. Тогда как раньше наши движения на харинамах часто не были столь синхронны, более напоминая прогулку по улице с желанием поделиться с окружающими своей песней.

Ранее если и возникала какая-то синхронность в физических движениях на харинамах, это происходило естественным образом – а не потому что этому специально учились или к этому стремились. Можно просмотреть старые видео и увидеть, что как одежда, так и стиль движений были простыми – разительно отличающимися от современного стиля.

Даже во время остановки движения группы харинамы мы не думали о том, насколько наши физические движения должны быть согласованы, насколько должны быть синхронизированы наши шаги. Мы просто старались делиться вдохновением и радостью от воспевания Святого Имени.

Я не стала размещать здесь в блоге фото с нашими леди на современных харинамах, потому что возможно это может как-то смутит тех новых преданных, которые были отмечены на них, и я понимаю, что они обычно просто ведут себя на харинамах так, как их просят это делать. Но если бы я разместила эти фото здесь, то разница изображённого на них конечно бросалась бы в глаза по сравнению с прежним стилем ведения харинам.

В то же время нет сомнения, что сейчас женщины смотрятся на этих фото привлекательно и на первый взгляд может кто-то на различия и не обратит сразу особого внимания, но если положить эти фото (прежних и нынешних Харинам) рядом и сравнить, то различия бросятся в глаза.

Сейчас ведь проводятся даже специальные танцевальные занятия для женщин, чтобы учить координировать их свои танцевальные движения – выравнивания шеренги и др. В прежние времена самой крутой фишкой в наших движениях был «шаг Свами» (хотя и он был не обязателен) – проверялось также, чтобы никто не одевал на харинамы дырявых носков. 

Если говорить серьёзно, как только мы начинаем специально применять какие бы то ни было элементы хореографии, это дискредитирует нашу харинаму, которая превращается в разновидность пусть и духовного, но развлекательного представления.

«Суть практического действия – в самом киртане (воспевании). От нас не требуется превращения в артисты. Главный наш принцип – служение Кришне, а не желание удовлетворить окружающих нас людей. Нам не следует также уделять большого внимания музыкальным ухищрениям. У людей не должно складываться представления, что мы являемся какой-то бродячей труппой артистов и музыкантов. Они должны чётко понять, что мы – преданные Кришны. Наша практика преданного служения и наша чистота должны быть столь очевидными, что простое воспевание должно оказывать на окружающих немедленное впечатление от преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 30.10.1969)

Сейчас обычно харинамы и парады отождествляют друг с другом, что в корне неверно. Современная версия харинамы по сути – это представление, расчитанное на публику. Но почему те, кто проводят их, протестуют против того, чтобы называть вещи своими именами? Нет никакого вреда в том, чтобы называть вещи своими именами – будь то шоу-представление или парад. От этого – только польза.

Некоторые читающие этот текст заметят, что нет ничего плохого в том, чтобы таким образом привлекать многих, так же, как и ничего плохого в том, чтобы делать подобные шоу на высшем уровне. Но я нигде раньше и не говорила, что в этом есть что-то неверное или плохое (желающие могут ещё раз пересмотреть написанный выше текст и убедиться в этом). Естественно, мы должны выглядеть презентабельно, но это – и так понятно. Об этом ещё дополнительно будет сказано ниже. И конечно, подобные шоу могут привлечь ещё многих. Любой, порой даже самый незначительный элемент учения Прабхупады, может выглядеть очень привлекательно. Смысл Имени Кришны указывает на то, что Он – всепривлекающий.

Но это ведь не значит, что в прошлом Он не был привлекательным, а теперь — им стал. Нет.

Раньше мы привлекали людей на улице, своими незамысловатыми танцами, простой одеждой и стремлением лучше сосредоточиться на воспевании Святых Имён, не прилагая никаких дополнительных ухищрений для привлечения окружающих. Полагаю, что лучше опираться на «технику Прабхупады», в нашем стремлении привлечь кого бы то ни было.

Почему меня всё это так заботит? Потому что нынешняя практика идёт вразрез с наставлениями Его Божественной Милости, касающихся проведения харинам. Как и в случае с книгами Прабхупады, постепенные изменения связанные с этикетом ношения одежды – дхоти/сари, а также другие изменения, всё это постепенно со временем, так как сразу было незаметно, но в итоге вызывало всё больше и больше отклонений, степень которых становится столь великой, что всё это перерастает в существенные отклонения и неавторитетную практику. Если мы всё же хотим представлять Движение Прабхупады, мы должны делать это так, как хотел этого он сам.

Кришна проявляет Себя в звуковой вибрации – т.е. для этого Ему не требуются люди именно в привлекательных материальных телах, также не нужны Ему для этого и зажигательные танцы и что бы то ни было ещё, что может идти в подобном комплекте. И в целом если рассматривать все эти современные танцы – логично предположить, что чего бы то ни было из новых подобных дополнений вряд ли в корне способно улучшить ситуацию с качеством самой звуковой вибрации. Скорее, всё вышеперечисленное эту ситуацию только испортит.

Когда я была молода и выходила на харинамы, иногда кто-нибудь из прохожих присоединялся к нам – и это был настоящий нектар! Настолько здорово! Процесс очищения реально работал. Но в те дни это было редкостью. Тогда же мы не чувствовали себя комфортно, если сталкивались с чьими бы то ни было попытками привнести что-то новое в наши танцы на харинамах – даже в тех случаях, когда на это не было прямого запрета. Предполагалось, что преданные должны были чувствовать себя комфортно во время танцев.

Как раз недавно увидела ещё одно фото с танцующими преданными. Женщины идущие впереди держат свои руки разведёнными в стороны на среднем уровне, на линии взгляда. Следующие за ними женщины выдерживают специальное расстояние между впереди идущими, держа при этом свои руки немного выше их. Третьи, также тщательно выдерживая дистанцию, держат свои руки ещё выше… И так далее… что за ерунда получается в итоге? Никогда прежде я не видела того, насколько всё это можно так театрализовать. Возможно в театре это и выглядело бы красиво. Но зачем нам эти четырёхрукие харинамы? Никогда не предписываемые и неодобряемые Шрилой Прабхупадой.

Другой новой распространённой фишкой стали выпяченные ладони с соединениями двух пальцев, которые держат рядом со своими глазами – сильно напоминающими движения из индийских кинофильмов. Никогда раньше я не видела, чтобы так делал Прабхупада или говорили об этом хоть кто-то из его учениц или тех, кто имел какое бы то ни было отношение к театру – и никогда такое не предлагалось делать на харинамах раньше. Мы ведь не из Боливуда, и мы даже не собираемся показывать на харинамах Бхарат-натьям, в котором возможно такие движения также могут присутствовать. Странный способ распространять Святые Имена Кришны»

Мне жаль, если кто-то чувствует себя некомфортно, читая всё это, однако полагаю всё же важным заострить внимание на этих пусть и относительных, но различиях.

Отчасти я всё-таки чувствую необходимость говорить об этом также из-за того, что видела, как люди оправдывают себя для того, чтобы обосновать нечто противоположное. Они говорят, что практика преданного служения — это динамичный процесс и что Прабхупада понимал это, идя порой на компромиссы. Но нет! Ситуация с харинамами – как раз тот случай, когда он бы сказал НАМ о том, каким именно образом мы должны поступать.

Энергия имперсональна. Звуковая же вибрация – персональна (личностна). Вне всяких сомнений правильное воспевание Святых Имён являет самого Кришну, танцующего на кончике нашего языка.

Не возникает никаких сомнений относительно того, к чему стремился Прабхупада, он давал предельно чёткие инструкции на счёт проведения харинам. На основании которых мы не можем признавать и принимать все эти современные танцевальные вымыслы за харинамы. Развлекательные представления? Пожалуйста, нет проблем. Можно их назвать также уличными театрами или чем-то в этом роде и т.д. Так, когда мы видим буддийского монаха или католического священника, мы вполне естественно ожидаем проявления в их облике и поведении определённой простоты.

Мы уже можем на вполне авторитетной основе носить на харинамы флаги – с целью прославления Господа, плакаты с текстом Маха-мантры и то, что ещё было авторитетно одобрено для этого ранее – и у нас нет никакой необходимости использовать красоту женщин для того, чтобы усилить на самом деле несовместимую с этим красоту трансцендентных звуков Святого Имени Господа.

Следует также добавить, что эта проблема не сводится лишь к проблемам в поведении женщин. Мне приходилось наблюдать случаи, когда, например, некоторые мужчины пускались в русскую присядку, что также не следует считать приемлемым.

Перевод: Махотсава-Гауранга дас.

Часть 1