Притха деви даси. Те танцующие девушки. Часть 1

О современных харинамах статья матаджи Притхи, ученицы Шрилы Прабхупады, супруги Вишоки Прабху, автора книги «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура».

Этот пост для блога я планировала написать в течение нескольких ЛЕТ. Мне также хотелось бы избежать возможных оскорблений, вот почему я откладывала это дело, стремясь также подобрать в своём обращении корректные выражения. Но сегодня с сказала себе: «Хватит, просто бери и делай это настолько хорошо, насколько сможешь». Всё, что я могу пообещать вам – так это то, что я старалась как могла.

Я из поколения «старых вояк», присоединившихся в 70-е к Движению. Возможно я привыкла вести себя определённым образом. В тоже время, когда обращаешься к трансцендентному знанию, понимаешь, что наставления, содержащиеся в нём, имеют вневременную природу.

Несколько лет назад я была очень счастлива наблюдать великолепные харинамы с участвующей в ней молодёжью. Хотя вскоре я стала отмечать и осознавать, что виденное мною радикально отличается от того, как мы сами делали это в молодости.

Я испытываю чувство признательности по отношению к тем, кто продолжает выходить на харинамы и не их вина в том, что они не были обучены должным образом. Но со своей стороны я не могу согласиться и с неправильным пониманием наставлений, данных Шрилой Прабхупадой.

Я внимательно наблюдала за стилем танцев женщин на нынешних харинамах. Я понимаю, что некоторые мои духовные братья и сёстры могут подумать, что я слишком с этим заморачиваюсь и надеюсь, что они простят меня, но у меня возникает чёткое представление, что Прабхупада в случае с харинамами обучал нас совсем иным вещам.

В первое время, когда я видела это, я не могла толком уяснить себе суть проблемы, но меня не покидало чувство, что совершается какая-то ошибка. Я долгое время пыталась осмыслить эту проблему. В конечном счёте, я пришла к тем же выводам к которым пришли и некоторые другие преданные: эти танцы – слишком чувственны, они отвлекают от Святого Имени, заставляя сосредоточить внимание окружающих на красиво танцующих женщинах.

Не поймите меня неправильно. Я не вижу проблемы в том, что женщины могут быть красивыми, я также не согласна с тем, что роль женщин должна сводиться к тому, чтобы ограничить их обязанности лишь заботами по дому, спрятав их таким образом от посторонних глаз и запретив им участвовать в Движении санкиртаны.

Я даже не вижу проблемы в том, чтобы женщины продолжали танцевать подобным образом – как они это делают и сейчас – но только при условии, если они перестанут называть это Харинамами, назвав вместо этого свои танцы театральными шоу или парадами. Тогда мы не будем отклоняться от истины.
Но когда я думаю о харинамах, я вспоминаю о Прабхупаде и также вспоминаю о прошедших днях, я думаю о том, что понравилось бы в данном случае Прабхупаде, и как следовало бы любому его последователю – где бы он ни находился на Земле, танцевать так, как танцевал Господь Чайтанья – ведь именно так Шрила Прабхупада учил нас танцевать.

Вот, нашла соответствующую цитату:

«По поводу твоего вопроса о танцах – танцевать следует с энтузиазмом с поднятыми вверх руками, как это выглядит у Панча-таттвы. Ты также можешь танцевать с энтузиазмом, с поднятыми вверх руками. Все последователи Господа Чайтаньи танцевали, как правило с воздетыми вверх руками. Если кто-то танцует в экстазе – это нормально, но лучше танцевать с воздетыми вверх руками». Письмо Шрилы Прабхупады 11/10/7 (прим. перевод. — так в оригинале).

Наблюдая за современными женщинами в ИСККОН, ведущими себя порой подобно Хуле с Гавайских островов и оценивая его, я могла бы услышать, что то, чем мы занимались в прошлом, выглядело слишком скучно, без достаточного веселья и задора и вообще не современно и не подходяще для нашего нынешнего времени и это не приносит достаточно удовлетворения. Однако подобные доводы, мягко говоря, не вполне корректны.

В действительности, не нужно осуждать этих молодых женщин. Мне встречались высказывания фанатиков на эту тему, называвших их проститутками – подобное отношение оскорбительно и является аппарадхой! Чтение подобной ерунды, наверное было причиной того, что я поддерживала (защищала) их в течение долгого времени. Речь идёт о целомудренных леди, просто поступающих так, как им указывают авторитеты.

В связи с вышесказанным мне не понятно – почему никто из авторитетных лидеров нашего Общества не указывает на неприемлемость подобного стиля танцев или, по крайней мере, не указывает на то, что это является серьёзным отклонением. Теперь именно это принимается за стандарт проведения Харинамы. Лично я убеждена в том, что если бы Прабхупада увидел это, то он бы не одобрил эту ситуацию и исправил бы её.

«Просто посмотрите как вёл себя Господь Чайтанья. Он воспевал и танцевал, воспевал и танцевал, просто продолжал делать это. Вы видите эту картину перед вами – и так постепенно, когда вы ощутите экстаз, вы также можете танцевать в экстазе, подобно Ему» — Шрила Прабхупада о Маха-мантре (Нью-Йорк, 8 сентября 1966 года).

Хотя все эти новые танцы имеют уже своё место, но теперь это место стало повсеместным… на Ратха-ятрах – где проводятся представления или театральные постановки, на фестивалях, на сценах или на улицах – как будто мы попадаем на шоу-парад. Но тогда и назовите это тем, чем оно является на самом деле. Ведь в первую очередь важны Святые Имена. Без них мы имеем дело просто с имперсонализмом.

Цель сценических шоу или театра – это развлечение, которое также может быть приемлемым и связанным с духовностью. Даже если мне не нравится то, что эти девушки делают, это также можно использовать в проповеднических целях.

Но цель Харинамы принципиально отличается от подобного рода развлекательных представлений. Здесь задача не в том, чтобы сфокусировать внимание окружающих на себе, а в том, чтобы направить всё внимание на Святое Имя И помочь другим присоединиться к воспеванию, если они этого захотят. Но речь ведь не идёт о том, что мы предлагаем другим присоединиться к танцу Хулы…

Перевод: Махотсава-Гауранга дас