Препятствия на пути преданного служения

Препятствия существуют в самой практике, когда мы воспеваем святое имя или соблюдаем регулирующие принципы. Препятствия заключаются в собственном уме. Мы знаем, как трудно повторять мантру внимательно с умом, который блуждает, перескакивает с объекта на объект. Это единственная и главная проблема — ум. В йоге это главное и самое большое препятствие: если ум не под контролем, то он будет препятствовать.

Поэтому нужно иметь средство контроля ума. Наши средства контроля — это Харе Кришна маха-мантра, проповедь и Кришна-прасад. Язык занят этим. Трансцендентные звуки могут повести наш ум в область духовных ощущений, эмоций и восприятия до пратьякши — непосредственного восприятия. Мы можем увидеть Кришну в звуке, даже ощутить Его аромат, Его присутствие; можем чувствами воспринимать это.

Мы это делаем по звуку мантры. Ум направляется туда, если отвлекается — мы снова возвращаем его к звуку. И когда ум начинает повторять мантру вместе с языком, тогда он выходит вперёд и становится ведущим, как лучший друг. Тогда ум нас приведёт к Кришне, а язык идёт за ним.

Материалист учится говорить, а потом выражает какие-то мысли, потому что если он не умеет говорить, — он не может выразить мысли. Люди учатся говорить — изучают ораторское искусство, логику. В духовной жизни искусство говорить исходит из души. Как говорил Дхрува Махарадж, что все способности у него ожили, когда Господь коснулся раковиной его лба, и способность говорить — это главная способность человека. Ум идёт впереди способности говорить, а язык просто повторяет вещи, которые открываются. Это называется проповедь. Есть хорошо продуманная речь, а есть проповедь, — когда она исходит из сердца.

Таким образом, все препятствия находятся только в уме. Если ум занять служением Кришне, — все препятствия устраняются.

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху