Преданный заинтересован не в освобождении, а в служении

Мой дорогой Моханананда! Я подтверждаю, что получил твое недатированное письмо. Мои ответы на твои вопросы таковы. Ты спрашиваешь: «Если преданный прилагает столько усилий ради освобождения от оков Майи, как он может быть не заинтересован в освобождении? Это противоречие». Преданный заинтересован не в освобождении, а в служении, и благодаря этому преданный уже освобожден. Поэтому освобождение – не очень важная цель. Не имеет значения, освобожден он или нет. Идея заключается в том, что никто не должен служить Кришне с каким-либо мотивом, даже со стремлением освободиться, он должен служить ради самого служения.

Освободиться от Майи – значит заняться служением Господу. Поэтому каждый должен стремиться стать слугой Всевышнего, и в этом положении слуги он автоматически достигает освобождения и избавляется от пут Майи.

Поэтому, когда говорится, что преданный должен стараться освободиться от оков Майи, это просто другой вариант призыва стать слугой Господа. Целью наших устремлений является не освобождение от Майи, а служение. Освобождение – это естественное состояние живого существа, и это естественное состояние таково: Господь велик, а живое существо подчинено ему и является слугой Господа. Поэтому живое существо должно стараться освободиться от пут Майи, чтобы вернуться в свое здоровое, нормальное состояние слуги Кришны, а не просто потому, чтобы освободиться. Но как только он возвращается в это служение, он уже освобожден. Постарайся понять это.

Твой второй вопрос: «Разве тот факт, что мы советуем отказаться от развития знания, не противоречит первым шести главам Гиты, в которых говорится о развитии знания?» Что касается первых шести глав Бхагавад-гиты, это знание направлено на осознание Кришны. Другое так называемое развитие знания, которое практикуют майявади и гьяни, нацелено на слияние со Всевышним. Такой вид культивирования знания запрещен. Развитие знания с целью понять Кришну таким как Он есть, называется Бхакти.

Обычно под «знанием» майявади подразумевают, как стать единым с Господом. Этого следует избегать.

Твой третий вопрос: «Как объяснить раздвоение личности?» На самом деле в подобных случаях не бывает двух личностей, есть лишь перемена ума. Поэтому ум следует зафиксировать на Кришне, тогда больше не будет резких превращений ума из одной личности в другую. Всегда есть одна личность, все дело в том, что если ум очень сильно обеспокоен, он может меняться кардинальным образом. Если такой человек является преданным, для него лучшее лекарство – с большой решимостью сесть и очень громко повторять Харе Кришна и слушать в течение долгого времени, пока он не почувствует себя в едином уме, сосредоточенном на Лотосных Стопах Кришны.

То, что у тебя философский склад ума, я вижу это и ценю, но в будущем, я думаю, ты можешь задавать любые вопросы, какие у тебя могут возникнуть по этим темам, одному из Свами или своему представителю от GBC. Я дал им ответы на все подобные вопросы, поэтому они могут помочь тебе. Я уже старый человек, и мои интересы смещаются к философии и переводу. Если ты поможешь мне, освободив меня от этой административной работы, это позволит мне дать вам гораздо больше великолепных книг, основанных на ведической литературе и нашей линии преемственности. Поэтому будь добр, помоги мне таким образом. На самом деле, если ты просто будешь служить в настроении преданности и продолжать регулярное воспевание, ответы на всё придут автоматически. «Тем, кто постоянно предан Мне и поклоняется Мне с любовью, Я даю понимание, которое помогает им достичь Меня» (X, 10).

Ты говоришь, что твоя жена эмоциональная и сентиментальная, и это причиняет тебе беспокойство. Но ты принял ее своей женой, и в соответствии с нашими ведическими стандартами, ты отвечаешь за ее духовное развитие, поэтому ты должен приложить усилия, чтобы помочь ей со всей серьезностью отнестись к Сознанию Кришны. Это твоя обязанность. Однако, если ты приложил большие усилия и предпринял серьезные попытки, но все равно не смог помочь ей, тогда оставь ее в покое. Человек должен быть заинтересован в самом себе, не следует посвящать свой интерес другим, если они чрезмерно мешают его служению. Но ты взял ее в жены, и вопроса о разводе возникать не должно. Время от времени вы можете жить раздельно, но, по крайней мере, ты должен очень сильно постараться, чтобы помочь ей достичь совершенства в духовной жизни.

Твоя идея ездить из города в город по всему штату очень хорошая. Теперь займись этим, и если ты искренний преданный, Кришна окажет тебе всяческую поддержку.

Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии и радостном настроении.

 Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами. 28 ноября 1967 года.