Прабхупада учил нас предаваться Кришне

Вы можете видеть верёвку и думать, что это змея, но это не так; мы можем видеть змею и говорить, что это верёвка, — это более опасно. Существует огромный корпус ведического знания, который даёт нам знания, как жить в этом мире. В нём есть астрология, и геммология, и геология, как сражаться в этом мире, как быть дипломатичным в этом мире, в нём есть столько знания, но «Шримад-Бхагаватам» указывает на суть: кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам (Бхаг., 1.3.28), Кришна — изначальная Личность Бога. И поэтому мы должны предаться Ему. Итак, в действительности это наставление, которое Кришна дал полубогам — как заключить мир со своими врагами. Мы можем счесть это полезным — мудрость, которую мы можем применить в нашей жизни, если окажемся в ситуации, неблагоприятной для нас. Но это не суть Бхагаватам — отстаивать свои материальные интересы; скорее необходимо знать, что наш интерес — это Вишну. Итак, здесь, в Бхагаватам, у нас есть наставление, которое является ведйам ваставам — подлинной сутью Вед.

Конечно, нет сомнений в том, что наши ачарьи могли при помощи анализа установить, как это на самом деле, на высшем уровне. Но, по крайней мере, однобоко — это то, как полубоги поняли это: знание, как быть дипломатичным, чтобы осуществить свои интересы. Преданные могут это делать, потому что их интерес — это сознание Кришны. Таким образом, для развития в Движении сознания Кришны можно быть дипломатичным.

Я приведу другой пример из жизни Шрилы Прабхупады. Я приводил несколько [примеров] вчера. Шрила Прабхупада хотел подписать юридическое соглашение насчёт земли в Бомбее с миссис Найей. После того, как мистер Найа, предыдущий землевладелец, который доставлял столько проблем Шриле Прабхупаде, умер, миссис Найа, опасаясь мистического влияния Шрилы Прабхупады, что он может просто очаровать её, привела с собой йога, который должен был противодействовать мистической силе Шрилы Прабхупады. И так они сидели и разговаривали, йог раскачивался, и раскачивался, и сказал: «О, Свамиджи, Вы, должно быть, чувствуете себя сильно уставшим». И Прабхупада сказал: «Да, я думаю…» Итак, йог сказал: «Вам нужно немного отдохнуть, и мы можем поговорить позже». Прабхупада вышел, и йог, как и думал Прабхупада, сам решил отдохнуть. А тем временем Прабхупада, пока йог отдыхал, нашел миссис Найю, договорился с ней и получил, что хотел.

Прабхупада был экспертом в этом. Но если мы будем просто изучать Прабхупаду в этом ключе — как он был экспертом в материальных делах, тогда мы потеряем суть. Как этот Шри Шри привёл пример кого-то, кто даже в преклонном возрасте делал что-то. Таким образом, это хороший пример для всех пожилых людей: черпайте вдохновение в Прабхупаде, как в преклонном возрасте вы можете выйти в свет и сделать что-то, сделайте своё имя известным!

Это признание Шрилы Прабхупады, но неправильным способом. Не то что Прабхупада думал: «Сейчас я стар, дайте мне сделать что-то, чтобы моё имя вошло в историю!» Мы должны понять суть: Прабхупада учил нас предаваться Кришне — это то, чему мы должны научиться у него, а не то что: «Я стар, я пойду и устрою революцию! Свергну правительство, а сам стану диктатором! Или что-то подобное. Я пойду и начну духовное движение!» Но что ты собрался начинать? Ты не знаешь ничего о чём-то духовном! Ты должен научиться у Прабхупады.

Итак, это признание без понимания, что является целью жизни. Итак, я признаю: «Да, Прабхупада был хорошим учёным, он был приятным человеком, он был хорошим поваром, он мило улыбался…» Хорошо, хорошо, хорошо, но в чём суть Шрилы Прабхупады? Суть в том, что према-бхакти джāхā хоите авидйā винāша джāте («Према-бхакти-чандрика» Нароттамы даса Тхакура), суть в том, что он даёт чистую любовь к Кришне и разрушает невежество.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по Шримад-Бхагаватам 8.6.20 «Кем бы вы предпочли быть: змеёй или мышью?»