Прабхупада не слова переводил, Прабхупада послание переносил и передавал

Многие преданные иногда проявляют какое-то недопонимание комментариев Шрилы Прабхупады. Типа: «Я хочу читать санскрит в оригинале». Но до издания «Бхагавад-гиты» Прабхупады было около 150 изданий «Бхагавад-гиты» на Западе и в Америке. Даже российское какое-то издание «Бхагавад-гиты» было. И пусть мне эти преданные тогда скажут, почему читая «Бхагавад-гиту, как она есть» с комментариями Прабхупады, люди сразу же становились преданными. Это было мое ощущение после чтения «Бхагавад-гиты»: «Ок. Кришна — Бог. Я — душа. Что я должен сейчас делать? Ага, надо повторять маха-мантру. Я буду повторять маха-мантру».

На сайте у Шрилы Ниранджаны Свами есть такой видеоролик. Один преданный из Лондона встретил на улице пожилого человека, ему может лет 50 или 60. И человек начал рассказывать свою историю. Что ему попалась Бхагавад-гита. Он начал ее читать. Он понятия не имел о том, что существует ИСККОН. Что существуют преданные. Он каким-то боком купил «Бхагавад-гиту». Он стал ее читать. У него появилась вера. Он сделал сам себе четки. Он стал предлагать еду. Все это начал делать, просто читая «Бхагавад-гиту».

И этот преданный, брахмачари, сам растерянный говорит: «Послушайте, что он рассказывает». У него ощущение такое было: «Оказывается, я тут клевое дело делаю. Распространяю книги». И он взял видеокамеру, и снимал этого человека, который рассказывал: «Я не знал, что есть преданные, есть организация. Мне начхать на это все. Я прочитал «Бхагавад-гиту», и я прочитал, что надо маха-мантру повторять. Что надо это делать на четках, что надо пищу предлагать, что надо четыре принципа соблюдать». Он был то ли мясником, кем-то таким.

И это преданный был в таком недоумении: «Посмотрите, что книги делают с людьми».

И в этом как раз разница комментариев Шрилы Прабхупады, которые были изложены на очень простом языке. Достаточно простым языком с точки зрения английского языка. Но в то же время в этом заключалась искусство Прабхупады, потому что он изложил очень сложные концепции на очень простом доступном языке, и этим простым доступным изложением Прабхупада достучался до сердец людей. Они меняли свои жизни, и меняют до сих пор, кстати говоря, читая именно его комментарии.

До этого люди читали прямые переводы «Бхагавад-гиты». Ничего с ними в жизни не происходило. Может быть даже наоборот. Очередная книга, очередное туманное непонятное что-то. И я хочу сам быть Богом. В таком амплуа все.

Почему комментарии Прабхупады обладают этим шакти менять людей, этой энергией менять людей? Потому что он ставил себя все время в зависимость от своего духовного учителя. И если мы хотим быть в потоке, то мы должны понять такую вещь. Этим отличается академическое образование от духовного образования. Академическое образование означает, что ты сам пытаешься понять текст. Ты сам пытаешься понять оригинал. Ты учишь язык. Ты получаешь академическое какое-то образование, чтобы самому с помощью своего интеллекта что-то понять. Но наш интеллект очень ограничен. Духовное образование означает, что ты присоединяешься к потоку. Этот поток называется вичара-дхара. Вичара-дхара означает поток концепций. Ты занимаешь смиренное положение по отношению к своему духовному учителю, и тогда это знание передается мистическим образом из сердца в сердце.

Прабхупада это получил от своего гуру. Он держал своего гуру в своем сердце. Потом он этот поток смог передать своим ученикам. И его ученики передают этот поток дальше. Прабхупада никогда не претендовал на какое-то абсолютное положение. Он говорил: «Если у меня и есть какое-то достоинство, то оно заключается именно в том, что я ничего не менял из того послания, которое я получил от своего духовного учителя. И я передал это послание таким, какое оно есть».

Прабхупада рассказывает: «Когда вы чувствуете одиночество, если вы принимаете прибежище святого имени, вы не чувствуете этого одиночества». И то же самое касается духовной жизни. Иногда мы чувствуем взлеты и падения, какие-то сложные времена. Если мы общаемся со Шрилой Прабхупадой через его комментарии, делаем это каждый день. Пусть мы прочитаем два-три текста из «Бхагавад-гиты» с его комментариями, два-три текста из «Шримад-Бхагаватам» с его комментариями. То мы чувствуем, что с утра я получил общение со Шрилой Прабхупадой. Я получил дозу его духовной энергии в своей духовной жизни. И мой день начался с того, что мой фокус наведен. А Прабхупада в каждом комментарии наводит фокус: «Ты в майе, Кришна — Бог. Ты должен Ему служить, ты должен Ему предаться». Все очень просто.

Прабхупада в каждом комментарии наводит фокус. Иногда ты в тумане каком-то. Стоит один-два комментария прочитать. Сразу фокус наводится, сразу все просто становится и ясно. И твоя жизнь опять обретает смысл».

Радха Говинда прабху