Посох милости вайшнавов

 — Раскройте пожалуйста более детально, философский и практический аспект знаменитой фразы «посох милости вайшнавов». Для меня это очень важно, потому что где-то внутри я чувствую что именно в ней cкрыт секрет беспричинной милости Господа по отношению к обусловленным душам этого мира, но не знаю как это действует. Хочется больше узнать об этом чтобы в итоге больше понять кто такие ВАЙШНАВЫ и насколько ОНИ ВАЖНЫ для этого мира.

Эта красивая метафора о «посохе милости вайшнавов» встречается во второй шлоке, первой главы Антья Лилы Шри Чайтанья Чаритамриты:

дургаме патхи ме’ндхасйа скхалат-пада-гатер мухум
сва-крипа-йасти-данена сантах сантв аваламбанам

«Труден мой путь. Я слеп и спотыкаюсь на каждом шагу. Пусть святые помогут мне, позволив мне опереться о посох их милости». (C.C. Antya 1.2)

Посох милости святых, служащий костылем на всем нашем долгом пути к вершине Кришна премы, проявляется в форме сострадания и расположенности Вайшнавов по отношению к нам – качества которые наделяют нашу хромую и шаткую садхану, духовной силой и энтузиазмом. Такой посох милости можно обрести, смиренно служа Вайшнавам тремя способами:

«Пыль с лотосных стоп Вайшнава (бхакта-пада-дхули), вода, омывшая стопы Ваишнава (бхакта-пада-джал), и остатки пищи после преданного (бхакта-бхукта-шешо) — это три чрезвычайно могущественных вещи, которые наделяют нашу садхану духовной силой (ей-тин-садханера-бала). Служа этим трем вещам, человек обретает наивысшую цель — экстатическую любовь к Кришне (эи-тин-сева-хайте-кришно-према-хай). Это вновь и вновь провозглашается во всех явленных писаниях. Поэтому, мои дорогие преданные, послушайте меня, ибо я настаиваю на этом вновь и вновь: пожалуйста, храните веру в эти три вещи, и без колебаний служите им. Благодаря этим трем вещам человек обретает высшую цель жизни — экстатическую любовь к Кришне. И сам Калидаса — живое доказательство этому.» (Чч Антйа 16.60-63)

Посох милости садху, или расположенность по отношению к нам, главным образом обретает форму глубоких наставлений (шикша) которыми садху делится приоткрывая свой внутренний мир служения Кришне. Его расположенность и милость может выражаться также в его сострадательном взгляде (часто подобный взгляд, подобен сканеру или рентгеновскому аппарату, который видит нас стоящими голышом на сквозь), в форме объятий садху, но самое главное, милость садху проявляется в форме немотивированной расположенности его сердца (хардика) по отношению к преданным, и в его благословениях (махат-ануграха) которые не оставляют и следа от анартх в сердцах искренних искателей Истины.

Помимо служения Вайшнавам на примере Калидаса, Чайтанья Чаритамрита описывает еще один пример того какое влияние он имеет и как можно заслужить посох милости садху, на примере Шри Ишвары Пури. В этой же истории показывается, что происходит с человеком, который лишился посоха милости святых, потеряв расположенность садху, и параллельно тонко объясняется, почему материальные желания, особенно склонность критиковать, долго не покидают сердец начинающих садхак:

«Ишвара Пури, духовный учитель Шри Чайтаньи Махапрабху, совершал служение Мадхавендре Пури, омывая его испражнения и мочу, своими собственными руками.

Ишвара Пури всегда воспевал святые имена и прославлял для Мадхавендры Пури деяния Кришны. Таким образом он помогал Мадхавендре Пури в момент смерти помнить святые имена и игры Господа Кришны.

Удовлетворенный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури, обнял и благословил его, чтобы он стал великим преданным любящим Кришну.

Ишвара Пури превратился в океан экстатической любви к Кришне, тогда как Рамачандра Пури, утонул в океане своих сухих измышлений, начав критиковать всех вокруг.

Ишвара Пури обрел благословения Мадхавендры Пури (махат-ануграха), тогда как Рамачандра Пури был отвержен им (ниграха). Эти двое, Мадхавендра Пури и Ишвара Пури, являются примером объекта милости великой личности и его наказания. Мадхавендра Пури научил весь мир на примере этих двух личностей». Antya 8.28-32

«Таким образом Рамачандра Пури был отвержен Мадхавендрой Пури. Из-за своих оскорблений (сей-апарадхе) постепенно его сердце наполнилось материальными желаниями (васана-джанмила)». (Antya 8.26)

Помимо метафоры, посох милости Вайшнавов, может пригодится нам и в буквальном смысле. В этой связи есть очень трогательная история, которую Шрила Бхакти Вигьяна Госвами рассказал однажды в день явления Шрилы Радханатхи Свами:

«Побывав во Вриндаване, и встретившись со Шрилой Прабхупадой, Махарадж, перед тем как уехать из Индии, какое-то время жил в Митхиле. Митхила – это место рождения Ситы. В городе Бихари, где родилась Сама Богиня процветания Лакшми — Ситадеви, он жил в небольшом ашраме, во главе которого стоял Рамсевака Свами, садху, поклонявшийся Господу Рамачандре. Каждый день в ашраме рассказывали Рама-катху, но ему не разрешали слушать. В течение месяца он жил там и наблюдал за этим святым, настоятелем небольшого ашрама. Хотя Радханатх Махарадж не знал ни слова на хинди, а тот не говорил по-английски, садху расплавил его сердце. Махарадж почувствовал к нему необычайную привязанность и любовь. Это то, что советует Господь Капиладев своей матери Девахути. Он говорит, что сердце все равно должно быть к кому-то или к чему-то привязано. Поэтому найди садху и привяжись к нему. Эта привязанность спасет тебя.

Когда Махарадж в конце концов решил уйти оттуда, он пришел к Рамсеваке Свами попрощаться. Он поклонился и сказал, что должен уехать. Рамсевака Свами стал плакать: «Куда же ты уедешь? Оставайся тут, с нами». Это бхакти. Бхакти означает привязанность, но привязанность духовную. Радханатх Махарадж был очень растроган: «Кто я ему? Никакого толку от меня не было. Я просто жил рядом с ним. Но этот человек за месяц так полюбил меня, что при расставании со мной плачет». Махарадж ответил: «Я должен ехать». Рамсевака Свами стал искать, что бы ему подарить на прощание. В комнате он увидел обычную палку в виде посоха. И так как ничего другого не было, он вручил ему этот посох. Радханатх Махарадж говорит: «Для меня этот подарок был ценнее, чем миллионы долларов, потому что это было проявление любви». Рамсевака Свами сказал: «В шастрах говорится, что посох милости вайшнава может спасти человека от самой большой опасности. Когда у нас есть посох милости вайшнава, его благословение, то никакие опасности нам не страшны». С этими словами он протянул ему посох. Радханатх Махарадж поблагодарил его и со слезами на глазах сел в автобус, чтобы ехать в Непал, в Катманду.

По дороге ему рассказали, что Катманду — странное место, которым по ночам полностью правят бешеные псы. Автобус приехал поздно ночью и высадил всех пассажиров на окраине Катманду. Пойти ему было некуда, денег не было, и он стал бродить по улицам. Вдруг он услышал вой собак. Пустынный город, темная ночь, нет никакого электричества, истошно воют собаки. Он увидел пса, и понял, что пес его заметил. Ему сказали, что эти псы бешеные и страшно голодные, поэтому ночью они съедают все, что им попадается, включая людей.

Заметив его, пес завыл, и в тот же миг, откуда ни возьмись, появилась еще дюжина собак. Он понял, что ему пришел конец, потому что с одной собакой еще можно справиться, с дюжиной — нельзя. Вдруг он увидел здание, и решил, что у него есть какая-то надежда, он должен прижаться к стене. Собаки набросились на него, с их высунутых языков свисала ядовитая слюна. Он стал отбиваться посохом, но собаки разъярялись еще больше. Они напрыгивали на него, почувствовав запах его плоти и крови. Ему нужно было без конца махать этим посохом, потому что стоило бы ему остановиться, они набросились бы на него.

В этот момент он обратился к Богу: «Неужели я проделал весь этот путь для того, чтобы стать пищей для собак? Я прошел через все это, я столько всего увидел, чтобы в конце концов меня съела стая бешеных собак ночью в Катманду?» Он махал посохом, вспоминая при этом, что посох милости преданных может спасти от самой страшной опасности. Собаки напрыгивали на него. И чем больше он отбивался, тем больше они нападали. От запаха крови они становились еще разъярённые. Они чувствовали, что он устает. С каждой минутой он уставал все больше и больше. У него не оставалось сил, он уже не мог сопротивляться и хотел просто бросить все, чтобы собаки разделались с ним. А собаки прыгали, они только набирали силы. Он стал изнутри звать Кришну и когда он обратился с молитвой, он почувствовал, что за его спиной находится дверь. Он открыл дверь, ввалился туда и быстро ее захлопнул. Собаки взвыли от негодования.

Когда он оказался в помещении, он увидел, что на полу спит какая-то семья. От этого шума хозяин проснулся, и решив, что к нему вломился какой-то вор, схватил нож. Махараджу ничего не оставалось, как пасть на колени. При этом он ни слова не знал на непали, языке на котором говорят в Катманду. В конце концов хозяин дома разобрался и понял, что какой-то садху зашел к нему ночью благословить его дом».

Всегда ваш слуга Радха Говинда Даса



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *