В истории ИСККОН, должно быть, уже несколько тысяч человек, которые получили посвящение, давали обещания, но не следуют правилам

В прошлом году среди маленькой группы преданных после лекции о посвящении, где я озвучил свои стандарты, один преданный, который там присутствовал и который давно получил посвящение, но не от меня, сказал: «Это слишком строго, никто не придёт, если Вы так строги». Помимо этого (наставление о регулярном чтении книг Шрилы Прабхупады в предыдущей части лекции – см. здесь), я также говорил преданным, что нельзя смотреть телевизор, что нужно принимать только ту пищу, которая предложена Кришне и которая в принципе предлагаема Кришне (а это исключает буханки хлеба из магазина; вы можете предлагать подобное Кришне, но Кришна, согласно Его словам, такое не ест). Кришна говорит:

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашнами прайатат маннах

«Если человек предлагает мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму это» (БГ 9.26).

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что означает слово «прайатат маннах» – преданный, который очистился, следуя правилам преданного служения. Мало того, Чайтанья Махапрабху сообщает нам, что принимая в пищу зерна, приготовленные материалистом, мы оскверняем свой ум. Так что это стандартный принцип вайшнавизма, это не то, что я изобрёл. То есть нужно принимать в пищу только то, что должным образом было предложено Кришне, никаких шоколадок и так далее.

Мне возражали: «Если Вы введёте столько правил и будете таким строгим, никто не придёт». Я ответил: есть тысячи людей, которые получили посвящение и затем не следовали правилам. В истории ИСККОН сейчас, должно быть, уже несколько тысяч человек, которые получили посвящение, давали обещания, но не следуют правилам.

Есть два подхода. Первый – это подход милости, очень милостивый подход, когда многим людям позволяется получать посвящение без особой строгости. Люди приходят. «Хорошо, следуешь немножко, ну, хорошо… Шестнадцать кругов, четыре принципа… Обещаешь? Хорошо, получай посвящение». Это можно считать очень милостивым подходом в том смысле, что очень многим людям даётся возможность. Однако мой взгляд таков, что из двух функций гуру шикша – самая важная. Есть две определяющие роли гуру – давать дикшу и давать шикшу (эти роли, конечно, взаимосвязаны, на самом деле, нет смысла в дикше без шикши).

Дикша-гуру – это не тот, кто просто даёт мантры. От человека ожидается, что он будет объяснять процесс преданного служения. Нельзя сказать, что если мы просто сидим на церемонии, мы сможем вернуться к Богу. Нужно получать наставления и следовать им, и это постоянный, беспрестанный процесс, он не должен начинаться с церемонии посвящения. Это нужно делать уже до этого, и это не кончается на посвящении. Так что мой взгляд, возможно, в какой-то степени строгий. Но те, кто серьёзны, примут этот вызов, чтобы подняться на такой уровень, где можно получить благо.

Потому что если вы регулярно смотрите телевизор, всякую ерунду, а Гаура Нитай у вас стоят в уголочке, иногда вы вспоминаете о Них после своих телепросмотров… И если вы думаете, что это нормально – есть то и сё повсюду, только если это вегетарианское (надеюсь), потому что Чайтанья Махапрабху очень милостив… Если у человека такое отношение, то он не станет должным образом прогрессировать в сознании Кришны.

И само по себе такое отношение оскорбительно, потому что Чайтанья Махапрабху, конечно же, милостив, но Его милость – это не какой-то шактипат, который прикасается к вам и электризует вас. Конечно, когда Чайтанья Махапрабху присутствовал, бывали такие случаи, но Он дал стандартный процесс, при помощи которого человек может очиститься. <…> Это очень большая редкость – любовь к Кришне, према. Ради того, чтобы дать это, Чайтанья Махапрабху учил процессу шаранагати, принятию прибежища у Кришны. Этот процесс – сама жизнь преданных. Чайтанья Махапрабху был учителем, Он учил всему этому. В «Нектаре Преданности» даются эти правила, они исходят от Чайтаньи Махапрабху, их передают по цепи ученической преемственности.

Моя позиция такова, что если мы строги, то серьёзные люди примут этот вызов. Если я бы просто обманывал вас, вы бы не получили благо, если бы я сказал, что вы можете получить посвящение, вам не нужно строго следовать тому и сему: нормально, если вы смотрите телевизор, ничего страшно, если вы едите тут и там. Людям в обусловленном состоянии может не понравиться, если я буду говорить, что мы должны отказаться от чувственных наслаждений. Но если они примут это, то получат благо.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Ученики, пожалуйста, не обманывайте»