Почему лучше испытывать страдания, ниспосланные Богом, чем получать тумаки от кармы?

— Я хотела бы вернуться к одному из наших разговоров, а именно к теме предания себя Богу. В ходе разговора Вы сказали, что лучше испытывать страдания, ниспосланные Богом, чем получать тумаки от кармы. Интуитивно я поняла, что такой вариант, безусловно, лучше, но когда я сегодня попыталась ответить на вопрос, а в чем разница между этими двумя видами страдания, то не смогла сформулировать ничего конкретного. Так в чем же состоит эта разница? В результате? Если да, то в чем она проявляется? Заранее спасибо за ответ.

Разница простая: когда человек страдает в результате посылаемых материальной энергией кармических последствий, он просто страдает, и если не деградирует — то по крайней мере уж точно духовно не прогрессирует. Упанишады называют такого человека просто негодяем: «Как живое существо поступает, таким оно и становится. Если оно поступает благочестиво совершая Пунья-карму, оно становится святым. Если оно просто грешит и страдает в результате своей Папа-кармы, оно становится негодяем». (Брихад-араньяка-упанишада (4.4.5)

Но, когда человек страдает из-за сложностей посылаемых им Кришной на пути предания Ему, его сознание очищается и он прогрессирует духовно — на пути домой обратно к Богу. Наши предыдущие Ачарьи в своих трудах объясняли что страдания посылаемые Кришной, являются одним из способов с помощью которых Кришна проверяет нашу искренность во взаимоотношениях с Ним. Терпеливо и безропотно снося разного рода несчастья и жизненные трудности мы также избавляемся от Бхагавад-вимукхаты — отвращения к Богу:

«Счастье (сукха), несчастье (дукха) и смесь счастья с горем — тремя этими состояниями Бог оказывает нам Свою милость. Он бесконечно милостив. Сосредоточив в этом мире несчастья, он дает нам благие уроки; показывает, что нам не жить на Земле вечно, что те несколько дней, что нам осталось здесь находиться, надо посвятить единственному делу удовлетворения Господа Хари, не растратив их зря на любые иные дела. Многие думают, что позволить в мире несчастья – жестоко и несправедливо со стороны Бога, но это не так. Несчастье в этом мире—Его высочайший дар! В несчастьях таится нечто настолько высокое (парам), настолько целительное (упадейа), настолько удивительное (ашчарйа); нечто способное принести нам, запредельное Благо (парама мангал). Несчастья созданы для того, чтобы разрушить Бхагавад-вимукхату, отвращение от Бога; а чувственное счастье сотворено, чтобы усугубить Бхагавад-вимукхату. Когда мы научимся принимать существование и счастья, и несчастья как милость Бога, с того момента и начнет восходить наше высшее Благо (парама мангал)». (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шридхам Майапур, 1925 г.)

Таким образом, в случае предавшегося преданного, Карма не действует сама по себе повинуясь законам материального мира. В случае преданного Карма становится инструментом в руках Кришны. Тогда из врага — Карма превращается в одного из его Гуру- учителей, и будет выступать в качестве его друга — Митра. Как следствие уроков посылаемых этими друзьями, тьма невежества рассеивается, и в сердце преданного появляется жемчужина духовного опыта и трансцендентных откровений. В этой связи вспоминается маленькая, поучительная притча, объясняющая эту истину:

Одна устрица сказала своей соседке:

– Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во мне растет что-то тяжелое и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!

– Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться – здоровье у меня отменное, – самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.

В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:

– Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка, – жемчужина редкостной красоты.

Ваш слуга, Радха Говинда даса