Я хороший человек. Почему я страдаю?

Никто в материальном мире не хочет страдать, но страдания приходят неожиданно, как лесной пожар, который начинается, даже если никто не чиркал спичкой. Никто не хочет воевать, но войны вспыхивают. Никто не хочет голодать, но наступает голод. Никто не хочет эпидемий, но они начинаются. Никто не хочет бороться, но борьба не прекращается. Никто не хочет, чтобы его неправильно понимали, но все сталкиваются с этим. Почему? Это похоже на пожар в лесу. Его невозможно потушить с помощью пожарных машин. Этот пылающий пожар проблем нельзя потушить с помощью так называемого прогресса науки. Это невозможно. Лесной пожар не потушит ни пожарная машина, ни ведёрко воды, которое вы принесёте. Так же и наши жизненные проблемы невозможно решить материальными методами.

Веды выделяют пять основных причин страданий человека. Это описано в разделе ведической литературы, называемом Панча-клеша. Клеша означает «причина страданий», панча — пять. Описание клеш приводится в Йога Сутрах Патанджали. Клеши обуславливают наш правильный или неправильный выбор, стремление к праведности или к безбожию, что влечет за собой соответственно благочестивые или греховные поступки, в результате которых мы либо наслаждаемся, либо страдаем.

Клеши бывают пяти видов:

1. АВИДЬЯ – страдания, причиняемые невежеством.

Авидья означает невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания – за блаженство, счастье — за несчастье, скверну – за чистоту, добродетель — за то, что недобродетельно, достойным считаем то, что по сути недостойно, наше притворство – за нашу истинную природу и то, что не является нашей истинной сущностью за таковую. Мы отождествляем себя с телом, мозгом, личностью.

Атеизм — это недуг, вызванный невежеством. Человек, введенный в заблуждение ощущением того, что он есть тело, а Бог пребывает где-то в другом месте и совершенно отличен от него, превращает свою жизнь в страдание. Ошибочное представление, что Бог и человек находятся на разных полюсах, создает дистанцию между ним и Богом и вызывает в человеке беспокойство.

Быть атеистом — это самая плохая карма. Только благодаря религии человек может узнать о законах мироздания, о том как себя вести правильно, чтобы не навлечь на себя греховные реакции. Но безбожник не верит в то, что эти законы есть, поэтому когда к нему приходят страдания, он не видит связи между ними и своей греховной деятельностью.

Вот почему в Библии говорится: «Возлюби Бога всем сердцем своим», то есть прекрати быть атеистом.
Он думает, что его власть (сила, молодость, здоровье, достаток…) будет вечной, что религия временна, что всё плохое пройдет, будет лучше. Но лучше не будет, пока человек действует на уровне авидьи. Лучше быть не может, поскольку он действует неправильно. Чем больше он будет неправильно действовать, тем большее количество проблем это будет порождать в будущем. Поэтому пословица «Всё, что ни делается — к лучшему» справедлива только в отношении людей, которые понимают, как действовать правильно. Такие люди, даже совершая ошибки и получая проблемы, имеют достаточно разума, чтобы извлечь урок и сделать выводы на будущее. Но если человек пребывает в невежестве и не избавляется от него, то лучшее будущее ему не светит. Авидья, невежество, — это порождающая почва для следующих за ним клеш.

2. АСМИТА – отождествление себя с телом.

Как следствие авидьи появляется вторая причина, которая называется асмита или аханкара, что значит ложное эго. Это мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом и интеллектом. Отсюда появляется иллюзорная концепция «Я» и «Моё». Она, в свою очередь, соотносит всё окружающее с собой. Появляется тенденция принятия и отвержения, что приводит к конфликтам на почве различий полов, национальности, религии, культуры и т. д.

До тех пор пока человек отождествляет себя с Россией, Индией или Америкой, он пребывает в невежестве. Сегодня вы русские, потому что родились в России, но в следующей жизни можете родиться не в России, а в Китае или в Зимбабве или какой-нибудь другой стране. Или же вы можете вообще не получить человеческой формы тела. Сегодня вы националист, большой патриот своей страны, но завтра, если останетесь в этой стране, то можете стать коровой, которую поведут на бойню.

Пока мы живём в этом мире, счастье и беды будут приходить и уходить. Это не должно беспокоить нас. Наше истинное занятие — пытаться осознать свою духовную природу. Самосознание означает понимание разницы между телом и душой. Это цель человеческой жизни. Страдание и, так называемое, счастье будут приходить, пока мы имеем материальное тело, но мы должны идти к знанию: «Я не тело, я — душа в теле. Я получил это тело из-за моей прошлой деятельности». Это знание поможет нам стать свободными от страданий, а правильная деятельность поможет избежать страданий в будущем.

3. РАГА – привязанность, стремление к материальному счастью и материальным приобретениям.

Как следствие авидьи и асмиты появляется третья причина проблем, рага – сознательное стремление к грубому материальному счастью и средствам его достижения. Рага неразрывно связана с наслаждением и возникает из-за привязанности к богатству и материальным объектам. Что является материальным счастьем? Чувственные наслаждения, богатство, власть, почести, слава, мистическое совершенство… Человек не знает, что он — душа, и вместо того, чтобы заниматься духовной наукой, занимается материальной, связанной с телом.

Иисус Христос говорил: «Не копите свои богатства на земле, копите своё богатство на небе, ибо там дом ваш. Ибо здесь и тля, и ржа, и воры подкрадываются. Всё здесь останется. Ничего вам здесь не принадлежит. Занимайтесь духовной жизнью. Это является хлебом насущным на каждый день».

Если авидья и асмита выражаются на уровне обусловливания, то рага выражается на уровне желаний, формируя их в нашем сердце. Эти желания выражаются в желании достичь мирского счастья при помощи материальных средств. Например, бедный человек пытается много работать, чтобы разбогатеть, не понимая, что только в результате духовности человек получает артху — энергию материального благосостояния.

4. ДВЕША – ненависть к ложным источникам страданий.

Как следствие авидьи, асмиты и раги появляется четвертая причина, из которой проистекают все страдания и проблемы – двеша, т. е. неприятие страданий и ненависть ко всему, что служит их причиной. Иллюзорная «Я»-концепция жаждет наслаждения или средств для его достижения. Всё, что связано с наслаждением, вызывает желание, жажду, страстное стремление. Она сопротивляется страданию. Всё, что связано со страданием, вызывает отвращение, злобу, гнев. Т. е. проблемы вызывают враждебность, а враждебность неразрывно связана со страданием.
Человек делает попытки всеми правдами и неправдами избежать неприятных ситуаций и страданий, а также всего того, что является их причиной. Он думает, что все его проблемы из-за соседей. «Это всё из-за того, что у меня отец такой дурак, это всё из-за того, что у меня мать нищая». Он ищет проблемы в ком-то другом. Он думает, что он несчастен, потому что родился в такой стране, что ему не платят восемь месяцев зарплату, потому что там кто-то ворует… Одни говорят: «Все мусульмане — мои враги». Мусульмане думают: «Все христиане — наши враги». Люди думают, что проблема исходит от религии, от государства, от погоды, от планеты…

Двеша-клеша возникает, когда желания человека не удовлетворены. Некоторые люди поклоняются Богу в ожидании чего-то в ответ. Они счастливы, если их желания удовлетворены, в противном случае они начнут ненавидеть даже Бога. Они не наслаждаются той удачей, которую имеют в своих руках. Наоборот, они желают чего-то такого, что они не заслуживают. В результате они подвержены беспокойству.

Всё это — невежество, потому что причиной того, что человека беспокоит, является он сам. Человек совершал греховные поступки в прошлом, поэтому сейчас живет в такой квартире, с такой семьёй, с такими соседями, в такой стране, с таким здоровьем… Кого он должен ненавидеть? То, что пришло как следствие его греховных поступков? Нет. Он должен ненавидеть свою собственную греховную деятельность. Он должен объявить войну своим чувствам, которые стремятся к греховной деятельности.

Всем известно, что болезнь можно вылечить, только устранив её причину, а не симптомы. Также истинное избавление от страданий приходит, когда мы понимаем причину. Причина может быть устранена с помощью правильной деятельности. Мы должны стараться исправлять последствия любой деятельности, которую мы делаем в невежестве и которая является причиной страданий в настоящее время.

5. АБХИНЕВЕША – привычки и желания, принесённые с прошлых жизней.

Абхинивеша — это подсознательная, «болезненная» тяга к удовлетворению чувств, неосознанное стремление к наслаждению, пагубные привычки или пристрастия (самскары), сохранившиеся с прошлых жизней. «Я»-концепция стремится к жизни, к бесконечному существованию. Она боится смерти и уничтожения. Отсюда глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти, самосущная жажда жизни.

Абхинивеша — это страстное желание к определенным вещам, которое вызвано страхом смерти. Человек страстно хочет достичь чего-то и боится, что в каждый момент может прийти смерть и лишить его материальных наслаждений.

Она начинает с жадностью завоёвывать эти материальные наслаждения. Отсюда идея — «Живи по полной, пока молодой!», «Бери от жизни всё, пока можешь»… Абхинивеша-клеша возникает, когда человек не имеет контроля ума.

Человек придает неподобающую значимость телу, вовлекается в капризы ума и в результате страдает. Каким образом можно избежать страданий в будущем?

Мы переносим столько страданий, потому что отождествляем себя с материальным миром. Вот почему мы несчастны. Беспокойства и страх — следствие нашего ошибочного отождествления себя с материальным миром. Как только человек поймет, кто он на самом деле и каковы его взаимоотношения с Богом, он сразу же станет счастливым.

Иногда люди обвиняют Бога, что Он создал эти страдания. Почему я страдаю, я ведь такой хороший, и мухи не обидел? Но мы страдаем из-за собственных ошибок. Бог создал нас быть счастливыми. Он счастливый. Мы — частицы Бога. Мы должны быть счастливыми. Но если мы, не следуя его наставлениям, не идем дорогой счастья, тогда это наша вина. И мы должны страдать. Каждая религия имеет свод законов Бога. Следуя этим правилам, мы неизменно попадаем под Его защиту и освобождаемся от страданий.

Обычно, когда люди в опасности, они обращаются за помощью к Богу. Подобно этому больной человек может пойти к доктору, чтобы избавится от боли. Это разумно, обращаться за помощью, когда ты нуждаешься в ней, но Бога лучше искать всегда, а не только в опасности. И, подобно этому, разумно вести здоровый образ жизни всегда, а не только согласно рекомендациям врача. Таким образом мы освободимся от болезней и страданий.

Лакшми Нараяна дас. Фрагмент лекции «Закон кармы и реинкарнации»