Почему мало людей остаются в храмах, ведь столько книг распространили..?

Вопрос: Очень много книг распространено, и буквально десятки–сотни тысяч людей прошли через наш храм. И тем не менее, Вы видите, и мы видим – 10 лет проходит, 15 лет проходит, и остаются единицы, те же 100 человек, только разные, конечно; 99 процентов просто проходят, как на вокзале, и уходят по своим делам. Они и книги читали, и с преданными общались, и с Божествами, тем не менее, мы видим, что результат такой. В чем же здесь тонкость такая? В чем причина, что люди проходят мимо и потом, даже вспоминая о Сознании Кришны, некоторые из них говорят: «Общался, нам этого не надо, нет, мы уже пробовали». В чем причина? Ваше мнение.

Ответ Вальмики прабху: Если вы человека накормите несладкой и несоленой рисовой кашей – вы больше никогда не увидите его. Осталось впечатление неприятное. Это просто пример такой. И эти люди будут говорить: «Нет, мы уже пробовали, это не наше». Значит, они что–то безвкусное попробовали. Значит преданный, который общался с ними, был как маргарин – ни вреда, ни пользы от этого преданного. Эти люди, которые пришли с преданными пообщаться, были ему неинтересны, и они это почувствовали – мы неинтересны.

Почему люди не наполняют храм? Это от лидера зависит. Не готовы принимать, а если готовы – то немного. Чуть–чуть, 100 человек, не больше. Лимит ограничен просто. Шакти нет – заботиться. Вот насколько мы будем готовы принять людей, настолько Кришна и будет посылать. Это же Кришна посылает нам, это не сами люди идут. Если мы здесь не ждем никого, то сюда никто и не придет.

Один раз Бхакти Бринга Говинда Свами Махарадж приехал в какой–то город и преданные ни с того ни с сего организовали киртан в каком–то городском спортзале. Не было никакой рекламы, просто сидели там три калеки и пели что–то. И Махарадж узнал, пошел, сел с ними и тоже начал петь. Через час спортзал ломился от людей, давка была в этом спортзале, без всяких реклам, люди просто с улицы входили туда. Потому что у него есть это шакти – обогревать людей, хотя бы Святым Именем, у него есть вкус воспевать Святое Имя, и он его может передавать.

А мы когда распространяем книги, мы, конечно же, почти ничего не передаем: «Возьмите книжку, дайте денег, не дали, ну отдыхайте тогда». Мы не даем людям никакого вкуса. Это чудо, что мы еще сюда пришли без всякого вкуса. Мне вообще, знаете какой вкус дали – горький. Первая встреча с преданными была такова: мне дали книгу и сказали: «Прочитаешь и вернешь!» Представляете, вот такое. Это ладно, я там такой отморозок был еще, не принял это всерьез, что меня так оскорбляют. Но так и сказали: «Прочитаешь и вернешь!» Думаю: «Ничего себе. Скорее всего, какая–то ценная книга, раз ее вернуть надо». – Ладно, – говорю, – хорошо.

Но таких людей единицы, в основном люди очень нежные, очень хрупкие, их любить надо, обогревать, не так, чтобы:
– Ты взял книжку, пожертвование сделал?
– Да.
– Ну все, Харе Кришна, повторяй Святые Имена, и Кришна позаботится о тебе. Ну иди. Только в Храм не приходи. Там места нету. Прасад мало готовят там, не всем хватает. В общем, иди, сам как–то развивайся.

Вот такое настроение в основном у санкиртанщиков было тогда, когда столько книг распространялось – вагонами. Один преданный загнал на какую–то фабрику или завод, где 2000 человек – 2000 комплектов Бхагаватам. Просто на машине привез, зашел к директору и говорит: «Можете под зарплату взять? Сейчас не надо, но как только будет возможность, через месяц, когда зарплата будет, я просто приеду, а вы людям под зарплату дадите, у вас же зарплаты хорошие, какую–то часть дадите деньгами, а какую–то часть книгами, и сами сэкономите хорошо». Ну, такой преданный, скорее всего в прошлой жизни был мошенником, и эту природу занял сейчас в служении Кришне. И директор, конечно же, все это съел: «Классно, здорово, хорошо, приходи, через 3 недели будет зарплата, прямо без меня иди в бухгалтерию, я скажу Марии Ивановне, и она выдаст тебе эту сумму».

И проходят эти 3 недели. А на этом заводе задержка была – 3 или 4 месяца не давали зарплату, по чуть–чуть, какие–то авансы маленькие давали, а полной зарплаты люди ждали просто. Помните, время было такое в начале 90–х? И вот этот завод тоже был в таком положении. Люди ждали зарплату, и объявили, что деньги пришли, теперь выдадут зарплату, все нормально. И люди радостные были: «Здорово, наконец–то дадут!» Люди видели, как приехала машина – инкассация, деньги разгрузили, все подтвердили. И этот день нерабочим сделали, чтобы все получили зарплату. Представляете, огромная очередь стоит, все ждут, у всех там семьи голодные, ну, много проблем было.

И тут этот преданный нарисовался. И прямо при всех идет напрямую в бухгалтерию. Все стоят возле окошек ждут, а он прямо туда. Зашел и говорит:

– Здравствуйте, Мария Ивановна, это я, Вася Петров, Вам должен был Сергей Иванович позвонить, под зарплату я тут книги привозил, помните?
Она такая:
– Да, помню…
– Вот как–то Вам надо сейчас рассчитаться со мной…

И всю кассу унес оттуда. И также спокойно вышел с рюкзачком. При всех. И все его так сопровождают взглядами: «Что–то как–то странно…»

И люди без зарплаты остались еще на месяц. Ничего не оставил, всё забрал просто, и все. Шрила Прабхупада – ки джай! Книги Прабхупады – ки джай! Санкиртана ягья – ки джай! И все, и пошел. И людям говорят: «Знаете, вот есть книги, они очень вкусные, приходите все в Сознание Кришны, в Храмы идите теперь все, вас там ждут, с любовью вас там ждут…»

И также на санкиртане – люди распространяют книги, и никто в сердце не входит. Никому из преданных не интересны эти люди, которые тонут в этом болоте. Интересны только на уровне побыстрее и побольше книг распространить, галочки поставить. А понять проблему человека, войти в его сердце, обогреть его, полюбить его – таких единицы.

Есть такие преданные, несомненно, они есть, но, как правило, они не ходят на санкиртану. Они каким–то другим служением занимаются, обогревают точечно кого–то. Но вот так, чтобы выйти с открытым сердцем, бегать и искать эту дживу, которая тонет: «Это же душа, это же в Духовном мире мой лучший друг, вот этот отморозок, бомж вот этот, он же мой лучший друг в Духовном мире. Как он сюда упал? Надо же спасти его!»

– Возьми, пожалуйста, дорогой, возьми
– У меня денег нету
– Да какие деньги! Не нужны мне твои деньги. Спасайся просто.

Единицы преданных, кто так думает. Поэтому сюда никто и не идет.

Например, это в Азии было, в одном городе. Там живет родная сестра моего лучшего друга по старой еще жизни. Она младше меня, и у меня с ней отношения тоже как с сестренкой. Она уже знает, что я кришнаит, что я в Индию езжу, где–то в Контакте иногда с ней переписываемся, и она попросила, чтобы я из Индии привез ей сари. Она не практикует ничего, так просто попросила привезти. И я привез ей.

Она звонит и говорит:
– Что, ты уже приехал из Индии?
А я как раз в этом городе. Я говорю:
– Да.
– Привез мне сари?
– Привез.
– А куда мне подъехать, чтобы взять?

Я говорю:
– Сегодня я занят, у меня лекции, встречи разные, а завтра будет воскресенье, я тебе скажу, куда приехать, ты приедешь, и я тебе там дам.

А на самом деле у меня была такая идея: будет воскресная программа, будет много преданных, я ее познакомлю заодно с преданными, и тут сари ей вручу, она увидит красивых матадж в сари, кто–то попроповедует ей там по–матаджински, и она привлечется. И думаю, вот так и придет человек к Кришне. Такой план был.

На следующий день она приезжает туда. Я должен был лекцию давать, там зал, все уже сидят и ждут. А перед этим я сказал старшему преданному, одному из лидеров этой ятры: «Дорогой, сегодня моя знакомая хорошая придет, ты бы не мог кого–то попросить из матадж, пусть ее обогреют. Это новый человек, пусть как–то пообщаются с ней, дайте ей тепло». Он: «Да–да, конечно».

И вот я приезжаю, захожу, сразу ее ищу, думаю: Где она, где она? Смотрю – сидит. Сзади, где стульчики для лекции, она сидит в углу, и никого нет возле нее, она одна сидит там. И видно, что глаза у нее такие испуганные, то есть что происходит, непонятно, пригласили меня, а что это такое. И я этому бхакте говорю: «Прабху, я же просил вас, пожалуйста, обогрейте ее». А я ему перед этим сказал, как она выглядит, телефон ее дал, чтобы он передал его кому–то из матадж, чтобы ее нашли и просто обогрели. Он говорит: «Я что–то забыл, я вообще забыл про это». Я ему говорю: «Вон она сидит, если что».

А мне уже надо идти садиться, лекцию давать. И он: «Ладно–ладно».

И я давал лекцию, она так и сидела в углу одна, никто так и не подошел к ней. И потом лекция закончилась, меня должны были сразу увести на какое–то другое мероприятие для новых людей, буквально минут через 10, а еще и преданные растаскивают: «Прабху, у меня вопрос, прабху, а можно…»

И я смотрю, она одна, она ждет, чтобы хотя бы я к ней подошел, она сидит в этой тревоге. И у меня уже просто внутри как некий такой гнев появился. Я говорю: «Преданные, подождите, я сейчас не могу с вами говорить». Развернулся, и пошел к ней. И иду к ней, смотрю, у нее улыбка, она прямо счастлива, что хоть кто–то обратился к ней.

Много человек пришло на программу – и новый человек никому не интересен. Но разве этому нас Прабхупада учил? Прабхупада нас учил, если приходит человек – обогревайте его сразу же, это объект номер один, которому надо служить.

– А что ему служить, я буду Божествам служить…

Так вот оно, Божество, пришло в сердце этого человека.

И вот это мы. Вот это наше лицо в принципе. Вот почему у нас так вот немного людей. А потому что мы можем обогреть только какое–то небольшое количество.

Немного преданных, которые могут обогревать. Каждый думает: да мне самому бы согреться здесь. Это значит, еще эгоизм, значит, у нас нет веры в Кришну, что Он согреет нас.

Раз мы уже пришли, мы уже здесь, так как же мы можем согреться? Давайте греть кого–то, и мы согреемся. Пришел человек – давайте согреем его.

Человек приходит и говорит: Здравствуйте, а что у вас здесь?
– Харе Кришна здесь.
– А…
– Проходите, вам там расскажут, мне некогда, я поехал.

Человек никогда не придет сюда. Что здесь делать? Все о себе думают. Нет, это не то, что мы плохие. У нас просто нет понимания, кто приходит к нам. Это Господь Чайтанья приводит к нам людей на самом деле. И мы должны обогревать этих людей.

Кришна находится в сердце всех живых существ и Он знает точно: Этот преданный готов сегодня кого–то обогреть. Надо кого–то ему привести. И Он из сердца кому–то говорит: «Слушай, давай вот сюда». Человек думает: «Пойду к кришнаитам схожу, что у них там. Куплю что–нибудь». И так Господь Чайтанья приводит сюда людей, Он знает, как это делать. Нам надо только обогреть. Должно быть сильное желание – обогреть.

Вот они мы, вот оно, наше лицо настоящее. Сама идея – Кришна исполняет желания. Если мы хотим, он обязательно исполнит это желание. Это называется миссия, когда мы живем интересами другого человека. Тогда мы будем давать вкус какой–то. А иначе это будет просто несоленая и несладкая каша на воде, еще и непредложенная.

Надо передать вкус. Если у нас есть вкус, мы передадим. Тогда люди придут к нам, тогда будут храмы полные. Одно дело передать вкус, другое дело – здесь кто–то должен организовать инфраструктуру занятости этих людей. Людей–то не проблема сюда сейчас нагнать. А вот что потом с ними делать? Их же занимать надо потом. Не так, что: «Приходите, послушайте лекцию и уходите. На прасад сильно не рассчитывайте, потому что не так много прасада. Так, по чуть–чуть, чаринамриты всем по чуть–чуть… прасад же. Всем хватит по столовой ложке»…

Нет, прямо должны думать, как обогревать, искренне это хотеть: придет коллектив, народ придет, как с любовью греть их, где рассадить, как накормить. И тогда Кришна обязательно пришлет людей. Но если этого не будет – никто не придет.

Вальмики прабху, г. Самара, сентябрь 2014 г.