Почему Кришна черный?

кришнаОтвечая на этот вопрос, Кришна в шутку поставил Себя в зависимость от законов материальной природы: «Я черный, потому что родился в полночь». Но гопи трудно обмануть: «Ты черный, потому что зависишь от материнской нежности и любви Яшоды и ее коров», — сказала Вринда, и Кришна не мог не согласиться с нею. Но Лалита возразила: «Разве вастсалья-раса может надолго связать непоседливого Кришну? Если Он и зависит от чего-то, то только от любви гопи», — и Кришна уже был готов принять этот ответ, как вмешалась Вишакха…

кришнаЭтот вопрос из тех, перед которыми логика должна благоговейно отступить. Кузнечик зеленый от страха, петух пестрый от вожделения. Кришна же черный потому что Он — Бог и на все Его воля. И тем не менее девушки-пастушки из маленькой деревеньки в Уттар-Прадеше, никогда не обучавшиеся философии, нашли на него окончательный ответ.

* * *

Однажды гопи спросили у Кришны: «Эй Шьяма, а почему Ты такой черный?»

— А каким Мне еще быть? Разве вы не знаете, что любой, кто родился в полночь, вырастает черным? — ответил Кришна.

— Нет, Кришна, не обманешь, — сказала Вринда-гопи. — Я знаю, почему Ты такой черный. Потому что

Яшода кормит тебя молоком от черной коровы.

— Вы ничего не понимаете. Он такой черный, потому что слишком любит танцевать темными ночами с девушками Вриндавана, — возмутилась Лалита.

— Неправда, — возразила Вишакха.- Я лучше знаю, почему Кришна черный. Он черный, потому что все время купается в черных водах Калинди.

Еще чуть-чуть, и гопи начали бы ссориться друг с другом. (Теологические вопросы куда меньшей сложности и те приводили к расколам). Поэтому Шри Радхике пришлось вмешаться и поставить точку в этом споре: «А вот и нет, Он такой черный, потому что Я смотрю на Него, пожирая Его Своими черными глазами. Мало того, желая навсегда заключить Его в свое сердце, Я обнимаю Его своими глазами, и когда Он входит в Мое сердце, черная сурьма, которой подведены мои глаза, делает Шьямасундару черным».

Отвечая на этот вопрос, Кришна в шутку поставил Себя в зависимость от законов материальной природы: «Я черный, потому что родился в полночь». Но гопи трудно обмануть: «Ты черный, потому что зависишь от материнской нежности и любви Яшоды и ее коров», — сказала Вринда, и Кришна не мог не согласиться с нею. Но Лалита возразила: «Разве вастсалья-раса может надолго связать непоседливого Кришну? Если Он и зависит от чего-то, то только от любви гопи», — и Кришна уже был готов принять этот ответ, как вмешалась Вишакха: «Вы говорите, что Кришна зависит от вашей любви, но разве Он зависит от нее, если Ему приходится созывать вас на танец раса звуками Своей флейты? Моя любовь сильнее, ибо она растопила мое сердце и превратила его в черные воды Ямуны. Вы бежите к Нему, а ко мне Он приходит Сам!» Но тут пришел черед возмутиться Шримати Радхрани: «К тебе Он приходит Сам, это правда, но Он может прийти, а может и не прийти. Тогда как Я заключила Его в Свое сердце, из которого Ему никогда не вырваться!»

* * *

И все же, почему Кришна черный? Природа философского ума такова, что он постоянно ищет ответов на свои бесконечные «почему?». И каждому хочется найти свой ответ.

Если спросить у человека, КТО ОН, то в подавляющем большинстве случаев он сразу же начнет наивно перечислять, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ. Мы сами не подозреваем, до какой степени наши представления о самом себе основаны на том, чем мы владеем и распоряжаемся: я муж такой-то жены, отец таких-то детей, гражданин такой-то страны, владелец таких-то богатств, обладатель таких-то дипломов, грамот и наград. При этом мы подразумеваем: я — наслаждающийся, а чтобы вы поняли, чем я отличаюсь от других наслаждающихся, я перечислю вам все то, чем я могу наслаждаться по праву. Мы судим о себе по тому, что у нас есть, забывая о том, что со всем этим нам предстоит расстаться и что все это не имеет никакого отношения к нашей истинной природе.

Основывая свое бытие на временных, материальных вещах, мы лишаем себя права существовать вне и помимо них и тем самым только подтверждаем свою смертность.

Глубинная причина смерти коренится в иррациональном желании души наслаждаться и обладать. Инстинкт обладания омертвляет вечную душу. Стало быть, чтобы обрести бессмертие, нужно просто научиться отдавать. Вся жизнь человека — это борьба между инстинктивным желанием присваивать и прививаемым ему стремлением отдавать. Шри Кришна учит в «Гите», как примирить эти две, на первый взгляд, противоречивые тенденции. Он объясняет Арджуне закон ягьи: человеческая жизнь начинается с понимания того, что человек сможет получить все необходимое для жизни, только принося жертвы. Это первый проблеск человеческого разума: если ты хочешь что-то иметь, сначала пожертвуй. Существо, не понимающее этого, недостойно называться человеком. Но на самом деле жертва — не средство, а самоцель. В высшем смысле жертва это не хитроумный метод обрести что-то взамен, а способ существования в вечности.

Знаменитое Руставелевское «Все, что отдашь, — твое», которое иногда возводят чуть ли не в ранг высшего морального принципа, по сути дела всего лишь первый шаг на долгом пути к совершенству: мы учимся отдавать, чтобы получить что-то взамен.

Но Шри Кришна в «Гите» идет дальше. Он говорит: отдавая и жертвуя, ты обретешь самого себя. Строя свое существование на обладании, мы, сами того не подозревая, приносим в жертву свое «я». Подлинное бытие возвратится к нам только тогда, когда мы построим все свое существование на жертве. По сути дела, человек есть не то, чем он обладает, а то, что отдал. Э.Фром приводит любопытный пример. Он спрашивает: почему синий стакан кажется нам синим? И отвечает: потому что этот стакан пропускает сквозь себя только лучи синего цвета, все остальные лучи он поглощает. Он синий, а не красный, потому что отдал синие лучи и поглотил красные.

Сердце, настроенное поглощать и присваивать, становится черным и грязным, но щедрое сердце приобретает белоснежную чистоту. Душа должна отдавать, а Бог — принимать.

Отсюда наш ответ: Кришна-Шьямасундара черен, потому что Он не может быть иным: Его священная обязанность — принимать наши жертвы и наслаждаться ими. Но Он не просто черен: Он бесконечно прекрасен в Своей всепоглощающей черноте. Поэтому Его называют Шьямасундарой. А Тапта-каньчана Гауранги — дарующая половина Абсолюта — всегда лучится ослепительным светом Своей жертвенной любви к Шьяме. Когда Шьяма решает раздать Себя всем и каждому, он принимает щедрое сияние Радхи, пряча внутри Свою магнетическую черноту.»

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами