Плоды воспевания приходят не всегда быстро

Плоды воспевания приходят не всегда быстро. Иногда преданные приходят в отчаяние, что никак немогут утвердиться в преданном служении. Есть такая история. Один человек, разочаровавшись в своей жизни, решил покончить с собой и обратился к Богу: «Все в моей жизни рухнуло, никакого прибежища, никаких надежд. Назови мне хоть одну причину, по которой я должен остаться жить.» И Бог ответил ему: «Смотри, вот лес. Видишь, растет низкорослый папоротник и высокий бамбук. Это Я посадил. Я поливал их дождями и согревал солнцем. И папоротник взошел очень быстро и буйно рос. Но он невысокого роста. А бамбук… На первый год ничего не выросло. На второй год — ничего не выросло. На третий год — ничего не выросло. Но Я продолжал поливать. На четвертый год ничего не выросло, но Я продолжал поливать. На пятый год появился маленький росток. Смысл в том, что этот маленький росток появился наверху, а внизу уже были гигантские корни. Бамбук высокий и тяжелый, и чтобы ему стоять, нужны большие сильные корни. Поэтому четыре года он рос вниз, он создавал мощные корни. А когда корни были готовы, он стал расти вверх.»

Поэтому, когда мы говорим о духовном росте, мы должны понимать, что это не обязательно сразу рост вверх, не обязательно я должен в чем-то лучше других становиться. Рост корневой системы — это как фундамент, который никому не виден, но без него дом рухнет. Рост вниз — это когда человек разбирается с материальной природой и полностью начинает понимать, что в материальном мире нет прибежища. Растение бхакти очень высокое, оно должно пробить все оболочки Вселенной и дойти до духовного мира, поэтому у него должны быть хорошие корни. Корнями являются самбандха-гьяна (знание) и абхидея (практика). В Шри Ишопанишад сказано, что человек должен знать в совершенстве Верховного Господа, Его Святое Имя, а также это материальное проявление со всеми его полубогами, людьми и животными. Т.е. человек должен понять материальное существование, чтобы не было иллюзий на счет материальной природы. Это — Бхагавата-гьяна. Это — корни бхакти, которые выталкивают человека наружу, вверх из материального бытия.

Враджендра Кумар прабху