Как же преданные могут перестать воспевать невнимательно

Дорогой Прабху, Харе Кришна. Прими пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Джапа такая: читаешь, слушаешь, а потом «бац» и оказывается, что ты уже 20 минут ее механично повторяешь, «спэйс аут», как говорится. Выход есть – общение. Может вы еще подскажите какие то приемы??

Когда прочитал о твоей джапе, стал переживать за тебя и вспомнил некоторые наставления Шрилы Шиварамы Свами, из его книги Шуддха Бхакти Чинтамани. Очень надеюсь, что они будут тебе в помощь:

«Особенно следует упомянуть об одном особом оскорблении, потому что это очень серьезное и самое часто встречаемое среди преданных: невнимательное повторение Святого Имени. Даже не смотря на попытку избежать все остальные оскорбления и внимательность в остальных деталях преданного служения, если преданные невнимательны к святым именам Господа, их воспевание не принесет плодов. Подобные оскорбители не смогут испытать экстаза чистого имени; скорее, они просто сажают в своем сердце семена дурных привычек, которые уже в скором времени прорастут как сорняки материальных желаний.

Шрила Харидас Тхакур, который был главным знатоком воспевания Святого Имени, описывает три вида невнимательности:

  1. апатия (аудасиния);
  2. лень (джадия);
  3. отвлечение (викшепа).

Апатия относится к безразличию и недостатку энтузиазма в воспевании; лень относится к сонливости или плохому, неправильному, произнесению имен Господа и отвлечение проявляется в том, что чувства и ум скитаются по всем чувственным объектам. Все это, особенно отвлечение, очень сложно преодолеть. Результатом, будет потеря заинтересованности к воспеванию и к нашей духовной практике в целом. Когда преданные теряют интерес к тому чтобы получать прибежище Бхакти Деви, они начнут искать свое прибежище в материальных богатствах, в сексе, положении, и в других анартхах.

Шрила Бхактиссидханта Сарасвати приводит целый список анартх, которые станут результатом отсутствия усилий повторять без оскорблений, а особенно невнимательности: желание освобождения, желание йога сиддх, желание материальных наслаждений, дипломатичное поведение, незаконные связи с противоположным полом, внешнее шоу преданного служения, кастовое сознание, гордость, привязанность к греху, классифицирование Вайшнавов в соответствии с их рождением, желание мирской репутации и дешевого признания, желание почестей и философские отклонения.

Как же преданные могут перестать воспевать невнимательно? Ведь очевидно, что все наши духовные проблемы как на индивидуальном уровне, так и на уровне нашего общества в целом, являются следствием именно этой анартхи.

Первый шаг заключается в том, чтобы желать решения. В тот момент, когда преданные осознают необходимость исправить эту ситуацию, они должны начать воспевать ежедневно в течении долгого времени в обществе продвинутых преданных, которые обладают спонтанной привязанностью (анурага) к Святому Имени. Они должны изучать поведение преданных, которые воспевают без оскорблений, впитывать их настроение и спрашивать у них о том, как преодолеть невнимательность.

Личный пример и руководство продвинутых преданных вдохновит неофитов бороться с апатией, ленью и отвлечением. Эти преданные должны молить Святое Имя и Его хозяина, Господа Кришну, о милости. Регулярное воспевание в присутствии Туласи Деви, вдохновение от общения с продвинутыми преданными и вооруженность молитвой о милости Господа, несомненно, приведут к уровню без оскорбительного воспевания. Таким образом, благодаря святому общению, свободе от отвлечения, решимости, уверенности и энтузиазму практика преданности неофитов становится устойчивой». (Шрила Шиварама Свами. Шуддха Бхакти Чинтамани 16 глава.)

Теперь Камил, тебе остается только искренне пожелать и с верой последовать этим наставлениям.

Все же, добавлю пару слов. Часто преданные говорят о том, что у них возникают проблемы с верой. В этой цитате мы читали о том, что может быть причиной потери веры в Кришну. Но на самом деле наша вера в Кришну не такая уж большая проблема. Веру в Кришну можно культивировать и поддерживать за счет общения с садху и шастрами — сатам прасангам мама вирья самвидах.

Проблема в другом: насколько Кришна верит в нас?! Кришна тоже должен начать верить в нас. Пока что, наши постоянные падения, не целомудренность, духовная лень и подглядывания краем глаз в обратную от Него сторону, вызывают в Нем большую неуверенность. Есть ли у Кришны технические способы поддерживать и развивать Свою веру в нас. Пожалуй, нет. Потому — что проблема лежит в сфере личной свободы выбора дживы — святая святых, в которую даже Бог предпочел не вмешиваться. Мы однажды уже «воспользовались» своей свободой выбора, хлопнув дверью перед Его лицом, отвернувшись от Него и повернувшись лицом к материальному миру. В тот момент кредит Его доверия к нам был исчерпан, но не надежда.

Теперь начав свою духовную жизнь, мы вновь заявили о своем намерении вернуться к Нему, связаться с Ним. Мы обнадежили Кришну, попросив Его поверить нам, и выразили свое желание вновь связать свою судьбу с ним. Это желание выразилось в форме практики садханы. Но время проходит, годы летят, блеск материальных «реальных» вещей вновь ослепляет нас, и мы скисаем. Прокисшие закваской трех, вернее двух гун материальной энергии, мы предаемся, либо гипер страстной активности, либо лени, инертности и вялотекущему безразличию к Его святому имени. Тем самым мы даже не осознаем, насколько, вновь разочаровываем Кришну своей подделкой. Кришна вновь колеблется в своей вере, но не в надежде. Его надежда сопровождала нас как минимум 8400000 раз.

Интенсивная духовная жизнь, в некоторых духовных традициях, называется подвижничеством. Подвижничество, главным образом, заключается в том, чтобы бороться и побеждать свое сумасшествие, в форме безразличия и невнимательности к Богу.

Именно подобное настроение восстанавливает Его доверие и веру в нас, а обратное вновь огорчает Кришну и разрушает Его веру. Желание бороться до конца, будет первой ласточкой в нашем намерении перейти от уровня каништхи на уровень мадхйама — настоящей неподдельной преданности.

Свобода выбора вновь за нами. Она будет выражаться ежедневно, в качестве нашей садханы и в желании забыть про легкую неосознанную жизнь каништха адхикари, которая просто не совместима с реальным духовным совершенством:

«Тот, кто совершает аскезы, должен иметь твердую решимость, во что бы то ни стало вернуться домой, к Богу, и во имя достижения этой цели, быть готовым на любые жертвы. Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уважения, славы и почета, нужно совершать суровые аскезы — без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью. Но зачем нужны суровые аскезы тому, кто стремится достичь совершенства в преданном служении? Легкая жизнь и достижение совершенства в познании трансцендентного, несовместимы. Господь умнее любого живого существа, поэтому Он хочет видеть, насколько искренне преданный относится к своему служению. Господь Сам или через истинного духовного учителя дает преданному указания, и выполнение этих указаний любой ценой — суровая аскеза. Tот, кто неукоснительно следует этому принципу, несомненно, достигнет успеха и обретет милость Господа.» (Коментарий Шрилы Прабхупады к ШБ 2.9.24)

Твой слуга Радха Говинда даса