16 октября — Пашанкуша Экадаши

Выход из поста 17 октября с 6:45 до 10:20  (для Луганска). Экадаши — с санскрита переводятся как одиннадцатый. Это — 11 и 26-ой лунный день в соответствии с Ведическим календарём. Эти дни особенно благоприятны для совершения аскез и духовного просвещения. Говорится, точно так же, как нет воды чище, чем вода реки Ганг, нет Господа выше Господа Вишну, так же и нет поста более священного, чем пост в Экадаши.

Экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане, обретению милости Бога и освобождению от иллюзии материального существования.

Почему рекомендуется поститься именно на Экадаши? Все знают, что Луна оказывает сильное влияние на психику человека. И в одиннадцатый лунный день мы особенно сильно зависим от наших чувств, желание наслаждаться и эксплуатировать свое окружение в собственных целях достигает максимума. Зерновые и бобовые — основной источник энергии, поэтому от них рекомендуют отказаться в первую очередь — чтобы не питать энергией свои эгоистические желания.

Экадаши называют матерью преданности — если мы в этот день думаем о Кришне или служим Ему, мы получаем большее благо, чем обычно. Соответственно, греша в этот день, мы несем большие греховные реакции.

Слава Пашанкуша Экадаши, который приходится на период растущей луны в месяце сентябре/октябре, описывается в «Брахмаваиварта Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.

Махарадж Юдхиштхира спросил: «О, Мадхусудан, как зовётся экадаши периода растущей луны в месяце сентябре/октябре? Пожалуйста, будь добр и расскажи мне об этом».

Господь Кришна отвечал: «О, лучший из царей! Этот экадаши зовётся Пашанкуша Экадаши. Теперь, пожалуйста, услышь об этом экадаши, который уничтожает все грехи. Некоторые люди зовут этот экадаши Папанкуша Экадаши. В день этого экадаши следует поклоняться Господу Падманабхе. Этот экадаши награждает соблюдающего его райскими наслаждениями, освобождением и всем желаемым. Лишь благодаря воспеванию святых имён Господа Вишну, можно обрести заслугу посещения всех святых мест на земле. Если обусловленная душа, вместо того, чтобы совершать различные грехи, принимает своим прибежищем Господа Хари, искусного в спасении падших душ, и предлагает ему свои поклоны, то она не отправляется в ад.

Вайшнавы, критикующие Господа Шиву, и Шайвы, критикующие Господа Вишну, несомненно, отправляются в ад. Результат, который достижим благодаря совершению тысячи жертвоприношений коня или ста жертвоприношений Раджасуя, не может сравниться с одной шестнадцатой частью заслуги, достижимой благодаря соблюдению этого экадаши.

Не существует в этом мире заслуги, которая сравнилась бы с заслугой соблюдения экадаши. Поэтому ни один другой день не свят так, как свят этот день экадаши, который очень дорог Господу Падманабхе. О, царь! Как только человек становится неспособен соблюдать экадаши, в его теле начинают обитать грехи. Этот экадаши награждает своих последователей райскими наслаждениями, освобождением, свободой от болезней, прекрасными женщинами и зёрнами. О, сохраняющий землю! Если человек соблюдает этот экадаши и бодрствует в течение ночи экадаши, то он легко достигает обители Господа Вишну».

Господь Кришна продолжил: «О, лучший из царей! Соблюдая обет этого экадаши, можно спасти десять поколений предков по линии матери, десять поколений – по линии отца, и десять поколений – по линии супруги. Если человек соблюдает этот экадаши в детстве, юности или в старости, то он не сталкивается со страданиями материального существования. Человек, который строго соблюдает этот Пашанкуша или Папанкуша Экадаши, избавляется от следствий всех своих греховных поступков и в конце жизни возвращается в обитель Господа Вишну.

Если человек жертвует золото, кунжутные семена, землю, коров, зёрна, воду, балдахины или обувь, то в конце жизни он возвращается в обитель Господа Вишну. Любой, кто проводит свои дни, не совершая благочестивую деятельность, подобен мертвецу, хотя он и дышит. О, лучший из царей! Человек, который копает колодцы и озёра ради блага других, жертвует землю и здания и совершает иную благочестивую деятельность, например, устраивает жертвоприношения, не становится объектом наказания Ямараджа. Лишь благодаря благочестию люди живут долго, становятся богатыми, рождаются в аристократических семьях и избавляются от болезней. Смысл в том, что непосредственный результат соблюдения экадаши – это достижение преданного служения Кришне, а косвенный – достижение временных материальных благ».