Особое положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН

Вступление

ПрабхупадаОднажды в Бомбее в 1977 году — последнем году своей жизни в этом мире — Шрила Прабхупада проявил резкое недовольство одним из своих учеников, который на пресс-конференции не упомянул его титула ачарьи-основателя ИСККОН. Тогда меня это довольно сильно удивило, поскольку Шрила Прабхупада никогда не заботился о личном престиже. Тем не менее в этой ситуации он требовал признания! Позже несколько раз мне доводилось слышать, как Шрила Прабхупада разъяснял ученикам смысл этого титула. И в конце концов однажды я услышал, как Его Божественная Милость дал очень ясные и недвусмысленные наставления — когда бы ни упоминалось имя ИСККОН, мы должны обязательно подчеркивать его роль ачарьи-основателя.

Все это казалось мне противоречием в характере Шрилы Прабхупады. С одной стороны, он отличался удивительным смирением и не желал никаких почестей за свои колоссальные достижения. Но с другой стороны, он совершенно явно выказывал свою озабоченность тем, чтобы его положение ачарьи-основателя организации, которую он сам создал, было ясно для всех ее членов. В конце концов я просто смирился с этим противоречием, считая его трансцендентной лилой Шрилы Прабхупады, находящейся выше моего понимания. Однако после ухода Шрилы Прабхупады причина его озабоченности мне начала становиться все более и более ясной. Я понял, что наш учитель, как ачарья-основатель, настаивал на этом не ради собственного престижа или самовозвеличивания, а во имя эффективного и беспрепятственного распространения сознания Кришны, тем самым желая утвердить основополагающий принцип, следовать которому будут на протяжении тысяч грядущих лет.

Поэтому все мы теперь должны осознать, что залогом истинного успеха нашего Движения является признание и увековечение уникального положения Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя. Признать эту истину должно не только руководство ИСККОН, но все преданные в целом. Именно в этом заключается одна из самых важных обязанностей, лежащих на нас как на членах ИСККОН.

Шри Чайтанья и Шрила Прабхупада.

Приходя в Своем удивительном воплощении Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь скрывается в облике преданного. И Он не позволяет обыкновенным людям проникнуть в тайну Его сущности. В силу крайне завистливого нрава людей этого мира Верховная Личность Бога предпочитает скрывать от них Свою истинную природу. Если кто-то обращался к Господу Чайтанье Махапрабху как к Верховной Личности Бога, то Он обычно закрывал уши руками, как будто слыша оскорбление, но от Своих истинных преданных скрыть Свой облик Господь был не в силах. Они узнали Его и рассказали всему миру о том, кто Он такой. Точно так же Шрила Прабхупада явился в этот мир, пытаясь скрыть свою истинную природу. Явление Шрилы Прабхупады — не случайное событие, но апогей пятисотлетней истории духовного развития. Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы распространить кришна-прему, и сделал это, ограничив Свою проповедническую деятельность святой землей Индии. Но в действительности Шри Чайтанья Махапрабху хотел наводнить любовью к Кришне весь мир, что видно из Его предсказания о том, что сознание Кришны распространится по всему миру и достигнет каждого города и каждой деревни.

Это предсказание было сделано еще до того, как Колумб открыл Америку, в то время, когда люди еще не знали толком, сколько на Земле континентов, не говоря уже о городах и деревнях. Но сегодня для всех очевидно, что пророчество Шри Чайтаньи Махапрабху сбывается благодаря Шриле Прабхупаде. И происходит это по божественной воле Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Но если это так, то каково должно быть положение того вайшнава, с помощью которого Он осуществил Свое предсказание? Насколько непостижимым должно быть величие той души, которой Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху даровал право осуществить задачу, не выполненную даже Им Самим — самым милостивым воплощением Бога. Насколько дорог этот преданный Верховному Господу, что Тот уготовил ему такую непревзойденную славу!

Те, кто получил посвящение от Шрилы Прабхупады, и те, кому довелось общаться с ним, пока он находился на этой планете, — крайне удачливые души, поскольку они получили редчайшую возможность личного общения с одним из самых близких спутников Верховной Личности Бога. Тем не менее, как мы неоднократно видели на собственном опыте, из-за самоубийственно неудачливой природы многие из его учеников оставили прибежище его божественных лотосных стоп. Некоторые даже стали врагами и принялись критиковать Прабхупаду и его Движение. Конечно, в каком-то смысле, этого следовало ожидать, поскольку материальными глазами нельзя оценить величие духовного учителя такого уровня. Для того, чтобы оценить по достоинству величие чистого преданного, человек должен сам иметь духовное зрение.

Если даже тем, кто имел возможность непосредственно общаться со Шрилой Прабхупадой, не удалось увидеть и понять его высочайший духовный уровень, что же говорить о будущих поколениях — тех, кто не будет иметь возможности лично общаться с ним? Их шансы будут еще меньше. Поэтому мы — и непосредственные ученики Шрилы Прабхупады, и разминувшиеся с ним всего на несколько лет его последователи — имеем почетное право, а стало быть, и обязанность осознать всю глубину его величия.

Величие Шрилы Прабхупады

Величайшая заслуга Шрилы Прабхупады заключается в том, что он распространил Движение сознания Кришны по всему миру и основал ИСККОН — организацию, которой суждено продолжать распространение этого Движения на протяжении многих и многих последующих лет. Выполнить такую неимоверно сложную задачу мог только тот, кого Господь наделил особой милостью. И сам Шрила Прабхупада часто напоминал нам, что человек не может проповедовать сознание Кришны, не получив полномочий от Самого Кришны: кришна шакти вина нахе тара правартана («Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.11).

Если, не получив благословений и полномочий от Кришны, невозможно распространять Движение сознания Кришны даже в небольших масштабах, что же тогда говорить о том, кто совершенно непостижимым образом наводнил сознанием Кришны весь мир? Несомненно, Шрила Прабхупада не только получил все полномочия от Кришны, он был непосредственно послан Им Самим, чтобы осуществить эту особую миссию. В противном случае, как бы он смог достичь таких ошеломляющих результатов? И по мере того, как мир будет постепенно осознавать его удивительные достижения, все большее число людей будут неизбежно приходить к выводу, что он является одной из самых величайших и наиболее значимых фигур в мировой истории.

Чем глубже люди понимают величие Шрилы Прабхупады, тем легче им будет следовать по его стопам и духовно развиваться. Если бы мы могли сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении и помочь людям осознать величие Шрилы Прабхупады, в сознании всего мира произошла бы духовная революция. Бесчисленное множество людей стало бы преданными Верховной Личности Бога, и во всем мире воцарилась бы удивительная духовная атмосфера. Для достижения этой цели Шрила Прабхупада и основал ИСККОН — духовную организацию, предназначенную для продолжения миссии распространения его милости даже после его ухода с этой планеты. И следует признать, что ИСККОН удается в значительной степени выполнить это желание Шрилы Прабхупады.

Шрила Прабхупада создал ИСККОН с удивительной прозорливостью. Если бы дееспособность ИСККОН основывалась исключительно на его личном или физическом присутствии, т.е. если бы он не смог сделать ИСККОН самодостаточным, способным продолжать миссию в его отсутствие, что сталось бы с теми, кто откликнулся на его проповедь? Как его питомцы смогли бы уберечь свою духовную жизнь от тлетворного влияния атмосферы безбожия века Кали? И так мы уже видели преданных, которые, несмотря на выпавшую им возможность принять прибежище у лотосных стоп самого Шрилы Прабхупады, разорвали связь с сознанием Кришны. Если это так, то какой надеждой могут тешить себя не столь удачливые души, которым суждено откликнуться на призыв Шрилы Прабхупады лишь многие тысячи лет спустя после его ухода?

Историки и социологи утверждают, что большинство религиозных организаций обычно распадается после ухода их основателя или духовного лидера. ИСККОН, тем не менее, продолжает развиваться даже после ухода Шрилы Прабхупады. Изучая созданную Шрилой Прабхупадой структуру и систему управления ИСККОН, историки и социологи поражаются практической мудрости и прозорливости их творца. Самым веским подтверждением этому служит тот факт, что спустя двадцать лет после ухода Шрилы Прабхупады из этого мира его миссия продолжает жить и распространяться в русле ИСККОН. И сам он по-прежнему живет в своем Движении, в своих книгах и последователях, проливая свою милость через них на весь мир. Если бы люди смогли признать этот факт и принять Шрилу Прабхупаду изначальным и основополагающим духовным наставником и учителем в своей жизни, то мы бы стали свидетелями невиданного доселе на земле расцвета духовного царства.

Высший духовный учитель

В своем введении к «Шримад Бхагаватам» Шрила Прабхупада описывает верховное положение Господа Кришны. Такое же верховное положение занимает и сам Шрила Прабхупада в основанной им организации, поскольку, как ачарья-основатель ИСККОН, он является изначальным и высшим духовным учителем для своего Движения, и останется таковым навсегда. Шрила Прабхупада пишет: «Существует много вибхутимат саттв — повелителей, или богов, обладающих какими-то особыми силами, но Абсолютная Истина одна и только одна». Точно так же в ИСККОН существует много духовных лидеров, наделенных различной духовной силой. Однако Шрила Прабхупада является уникальным, единственным в своем роде ачарьей-основателем этой организации.

«Боги, то есть повелители, несомненно, личности, но парам сатьям, от которой они получают свою власть — это Верховная Личность».

Несомненно, духовным лидерам ИСККОН приходится принимать на себя роль духовных учителей или ачарий, действующих самостоятельно, но получают они свою духовную силу и способность действовать в этой роли именно от ачарьи-основателя.

«Поскольку Верховный Господь не черпает свое могущество ни из каких других источников, Он абсолютно независим».

Поскольку Шрила Прабхупада является ачарьей-основателем ИСККОН, он не находится под чьей-либо властью или юрисдикцией внутри ИСККОН. Хотя, согласно завещанию Шрилы Прабхупады, каждый член ИСККОН находится под управлением Руководящего Совета (Джи-би-си) ИСККОН, сам Шрила Прабхупада ему не подотчетен. На самом деле, это Джи-би-си должно управлять ИСККОН в строгом соответствии с планами и наставлениями Шрилы Прабхупады. Продолжая ту же аналогию, можно сказать, что положение лидеров ИСККОН похоже на положение полубогов, находящихся под властью Верховной Личности Бога.

«В ведических писаниях Брахма называется верховным богом, или главным среди остальных богов, таких, как Индра, Чандра, Варуна и проч., однако «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что даже Брахма зависим в своем могуществе и знании. Знание в форме Вед было получено им от Верховной Личности, пребывающей в сердце каждого живого существа».

Хотя ведические писания утверждают, что духовный учитель является высочайшим авторитетом в духовной жизни своих учеников, духовные учителя ИСККОН не являются независимыми, поскольку занимают это положение только по милости ачарьи-основателя.

«Как только живая искра покидает машину тела, оно становится бесполезным».

ИСККОН представляет собой тело Шрилы Прабхупады и поэтому сразу станет бесполезным, как только мы перестанем признавать особую, уникальную роль Шрилы Прабхупады в ИСККОН как его ачарьи-основателя.

«Страдающему человечеству необходимо знание о Кришне, и мы просим лидеров всех стран ради их собственного блага, блага общества и всего мира воспользоваться этой наукой о Кришне».

Существует настоятельная необходимость ясно и отчетливо осознать положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН. Поэтому мы просим всех членов ИСККОН, нынешних и будущих, признать уникальный духовный статус Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН — ради собственного блага, ради блага всего общества и ради блага всего мира в целом.

Уникальные достижения Шрилы Прабхупады

Хотя наследие, оставленное Шрилой Прабхупадой этому миру, несметно и непостижимо, поскольку он раздавал самое ценное, что есть в духовном мире — любовь к Кришне, мы все же можем разделить его на три части:

  • общество сознания Кришны;
  • книги о сознании Кришны;
  • люди, обладающие сознанием Кришны.

1) Общество сознания Кришны ( ИСККОН )

ИСККОН — это совершенное проявление милости Шрилы Прабхупады. Из-за крайне греховной и мрачной природы века Кали, в который мы живем, вести духовную жизнь практически невозможно. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху начал движение санкиртаны — совместного воспевания святых имен, которое приняло конкретные формы благодаря проповеди Нитьянанды Прабху.

Распространение этой ягьи требует организованности и применения методического подхода к проповеди. Шрила Джива Госвами очень глубоко понял это и потому основал «Вишва вайшнава радж сабху» — «Международное сообщество вайшнавов». Позднее Шрила Бхактивинода Тхакур возродил дух этого общества и применил его методы проповеди в системе, которую он назвал «нама-хатта» — «рынок святого имени». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сын Шрилы Бхактивиноды Тхакура, не только применил на практике идеи Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Бхактивиноды Тхакура, но развил их еще дальше, создав Гаудия Матх — первое организованное движение Гаудия-вайшнавов, которое распространяло движение сознания Кришны на территории всего индийского субконтинента. И в конечном счете, Шрила Прабхупада, самый выдающийся из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, придал их проповедническому новаторству законченные формы, создав Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

ИСККОН можно сравнить с кораблем, плывущим по опасному океану материальной природы, в глубинах которого живут кровожадные хищные рыбы. Этот корабль движется, подгоняемый ветром маха-мантры Харе Кришна. У его штурвала стоит самый опытный капитан — Шрила Прабхупада, а преданные поют и танцуют на палубе этого корабля. Если мы выпрыгнем из корабля или упадем за борт, то наша смерть неминуема. Все, что от нас требуется — это каким-то образом остаться на корабле. Если нам удастся это, то рано или поздно мы достигнем цели нашего путешествия — окажемся по другую сторону океана материальной природы.

Другим примером может послужить лифт. Все, что требуется, — это войти в лифт, а он сам поднимет нас на верхний этаж. Подобно хорошему лифту, ИСККОН может поднять любого пассажира на самую высшую планету духовного мира.

Шрила Прабхупада часто говорил о том, что он обеспечил нам удачу, и проявлением нашей удачливости является ИСККОН. Если мы просто остаемся верными последователями ИСККОН, наша духовная жизнь будет в безопасности, а иначе никто не сможет поручиться за наше будущее. Мы никогда не должны забывать о том, насколько сильна иллюзорная энергия Кришны. Какими бы сильными и крепкими мы себя ни считали, нам не устоять перед натиском майи, по крайней мере в одиночку. Однако если мы остаемся в ИСККОН, следуем основным духовным принципам, данным нам Шрилой Прабхупадой, то наша духовная жизнь будет надежно защищена, и мы сможем продвигаться духовно. Очень важно помнить, что майя является энергией Кришны.

Поэтому, хотя она и обладает непреодолимой силой и никто не способен превозмочь ее иллюзорное влияние, тем не менее она полностью находится во власти Кришны. И если мы служим Ему, Он защитит нас от ее влияния и поможет преодолеть непреодолимое. Всего этого можно достичь, просто оставаясь в ИСККОН. Этот факт стал для меня очевидным в начале 80-х годов, вскоре после ухода Шрилы Прабхупады. Мне пришлось стать свидетелем того, как ИСККОН покинул мой очень искренний духовный брат — санньяси, из-за каких-то разногласий с некоторыми руководителями ИСККОН. Он был очень строгим санньяси, безукоризненным в своей садхане. Я был уверен в том, что он никогда не падет. Однако прошло какое-то время, и он пал. Я всегда питал к нему глубокое уважение и очень любил его, поэтому попытался его разыскать. Вскоре я обнаружил, что он живет в домике неподалеку от дома родителей одного преданного. Я очень обрадовался, когда узнал, что он продолжает следовать обетам санньясы и продолжает практиковать сознание Кришны. Примерно через год я обнаружил, что он устроился в институт изучать юриспруденцию, но по-прежнему продолжал поклоняться Божествам и строго следовать регулирующим принципам. Мы встречались с ним регулярно, и на меня произвел большое впечатление уровень его сознания Кришны.

Спустя еще год я узнал, что он уже работает помощником адвоката и что его часто видят с девушкой из его адвокатской конторы. Вскоре я обнаружил, что он женился на этой девушке и начал новую жизнь в новом ашраме. Я увидел, что лишившись убежища организации, несмотря на свою искренность, он постепенно все дальше и дальше отдалялся от сознания Кришны. Если уж он не смог устоять, думал я, тогда у меня и подавно нет шансов. Так я утвердился в том, что без прибежища ИСККОН рассчитывать на духовное развитие не приходится.

Хотя Шрила Прабхупада начал свое Движение очень скромно — с маленького магазинчика на Нижнем Ист Сайд в Нью Йорке, он тем не менее очень ясно видел перспективы своего нового Движения. Это явствует из целей, которые сформулировал Шрила Прабхупада при официальной регистрации ИСККОН в 1966 году:

  • Систематически распространять в широких массах духовное знание и обучать их методам духовной практики для того, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире.
  • Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам».
  • Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне — Изначальной Личности, и тем самым помочь как членам ИСККОН, так и людям в целом осознать то, что каждая душа является неотъемлемой частицей Верховной Личности Бога, Кришны.
  • Распространять и поддерживать движение санкиртаны — совместного пения святого имени Господа, следуя указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху.
  • Построить для членов Движения и всех людей мира город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны — Верховной Личности Бога.
  • Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.
  • Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Побуждаемое непостижимым духовным могуществом Шрилы Прабхупады, его Движение стало стремительно расти, наводняя весь мир любовью к Богу. Это Движение заложило основу для своего будущего развития на последующие десять тысяч лет. Прабхупада смог добиться этого, создав эффективную систему управления, главным органом которой является коллективный руководящий совет (Джи-би-си), состоящий из искренних преданных, на деле подтвердивших верность миссии своего духовного учителя. Джи-би-си был специально создан для исполнения воли ачарьи-основателя ИСККОН Шрилы Прабхупады.

Хотя в истории ИСККОН было много взлетов и падений, подавляющее большинство преданных ИСККОН на собственном примере видели, что коллективная форма управления посредством Джи-би-си является лучшим способом для отражения всех атак материальной природы. Но еще более важно осознать то, что Джи-би-си сможет справляться со своими задачами только до тех пор, пока будет сохранять верность принципам и целям, поставленным перед ИСККОН ачарьей-основателем.

За несколько дней до ухода Шрилы Прабхупады с этой планеты к нему на даршан во Вриндаван пришли два очень влиятельных человека: видный промышленник Рам Кришна Баджадж и его зять Шриман Нараян, бывший губернатор Мадраса. После краткого обмена приветствиями они сказали Шриле Прабхупаде, что хотели бы поговорить с ним наедине. Шрила Прабхупада с уважил их просьбу и попросил нас покинуть комнату. Мы неохотно оставили их наедине, но перед тем как уходить, я ухитрился включить магнитофон. Впоследствии их разговор был напечатан в мемориальном выпуске журнала «Бэк ту Годхед», посвященном уходу Шрилы Прабхупады.

В этой беседе один из высокопоставленных гостей спросил Шрилу Прабхупаду о том, кто станет его преемником после его ухода. Шрила Прабхупада ответил, что оставляет свое наследство всем своим ученикам, и каждый, кто будет следовать его наставлениям, сможет быть наследником.

Как ачарья-основатель, Шрила Прабхупада дал нам цель и руководство к ее достижению. Его наставления — это свод законов нашего общества. В будущем будут появляться новые законы, но только ради того, чтобы поддерживать и укреплять законы, данные Шрилой Прабхупадой. Наставления, данные нам ачарьей-основателем всегда будут оставаться основополагающими и незыблемыми законами нашего общества. Именно в этом залог успешного будущего ИСККОН как духовной организации.

Чтобы подчеркнуть трансцендентную природу ИСККОН, Шрила Прабхупада сказал, что ИСККОН существует также и в духовном мире. Шрила Прабхупада сказал, что «в конечном счете все искренние последователи ИСККОН, когда их срок пребывания в материальном мире истечет, попадут в ИСККОН в духовном мире». Так же, как Святое Имя Господа одновременно и средство и цель, ИСККОН тоже и средство и цель.

2) Книги о философии сознания Кришны.

До наступления Кали-юги пять тысяч лет назад духовное знание передавалось в устной форме. В то время люди обладали такой памятью, что могли запомнить все, выслушав лишь один раз. Но постепенно, с приближением Кали-юги, люди стали терять память, и потому на смену устной системе передачи знания пришла письменная. По этой причине Шрила Вьясадева, воплощение Верховной Личности Бога, пришел на Землю, чтобы записать Веды. Он сделал это из сострадания к людям нашего века.

Пятьсот лет назад Шри Чайтанья Махапрабху явился в этот мир, чтобы распространить суть учения Вед. Однако Сам Он написал всего лишь восемь стихов «Шикшаштаки». Задачу по составлению обширного свода философской и теологической литературы Гаудия-вайшнавизма Он поручил своим последователям, прежде всего Госвами Вриндавана, которые написали большое количество книг, проясняющих и подтверждающих авторитетность наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также были очень плодовитыми писателями. В своих трудах они продолжали разъяснять смысл священных писаний и работ Госвами. Наконец, Шрила Прабхупада стал проповедовать на Западе. Он перевел самые важные из всех ведических текстов и написал к ним свои комментарии, тем самым оказав неоценимую услугу всему миру. Разумеется, все, что сделал Шрила Прабхупада, не укладывается в рамки человеческого воображения, однако оставленные им переводы и комментарии к ведическим писаниям являются венцом его славы. Более того, переведенные им книги написаны таким образом, что их может понять и по достоинству оценить как эрудированный ученый, так и ребенок. Шрила Прабхупада считал свои книги самым важным вкладом в развитие человечества. Он сказал, что эти книги являются фундаментом его духовного Движения, и смело объявил, что они станут сводом духовных законов для всего человечества на последующие десять тысяч лет.

3) Воспитание людей, наделенных духовными качествами.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что подобно тому, как философский камень можно узнать по его свойству превращать железо в золото, преданного можно узнать по его способности превращать материалистичных людей в преданных. История мира не знает других примеров тому, что смог сделать на этом поприще Шрила Прабхупада. Как он шутя говорил о себе cам: «Мое величайшее чудо — это превращение материалистов в преданных».

В наше время появляется много так называемых духовных лидеров, имеющих множество последователей, но Шрила Прабхупада не хотел дешевой популярности. Он хотел, чтобы к его Движению присоединялись люди, желающие изменить свой характер. Все, кто встречался со Шрилой Прабхупадой и принимал его руководство, полностью преображались, оставляя свои греховные наклонности и превращались в чистых преданных Кришны.

Однажды, вскоре после ухода Шрилы Прабхупады один из моих разочаровавшихся духовных братьев, читая лекцию по «Шримад Бхагаватам», с апломбом заявил, что ни один из членов ИСККОН не достоин того, чтобы стать духовным учителем. «Шрила Прабхупада — это единственный духовный учитель, — сказал он, — и попытки подражать ему являются серьезным оскорблением». Я, сидя в аудитории и будучи сам духовным учителем, чувствовал смущение и потому просидел всю лекцию, уставившись в пол. В конце лекции один из молодых преданных вдруг бросил вызов лектору, сказав: «Вы говорите, что Шрила Прабхупада был великим духовным учителем. Не кажется ли вам странным, что он не смог воспитать ни одного ученика, который стал бы достойным духовным учителем». Этот вопрос заставил моего духовного брата покраснеть и теперь пришла его очередь уставиться в пол.

Если мы внимательно посмотрим на учеников Шрилы Прабхупады, то нам станет очевидно, что большинство из них — совершенно необычные личности, украшенные удивительными духовными качествами. Каждый, имеющий глаза, может понять, что подлинное величие Шрилы Прабхупады заключалось в его способности возвышать самые падшие души до высочайшего духовного уровня.

Необходимо признать величие Шрилы Прабхупады

Люди, потерявшие веру в движение Шрилы Прабхупады после его ухода, находили те или иные причины, чтобы покинуть Движение. Некоторые из них дошли до того, что стали изобретать собственные теории. Одна из них называется «система ачарьев-ритвиков». В общих чертах она сводится к утверждению, что в ИСККОН никто не достоин быть духовным учителем. Согласно этой теории, Шрила Прабхупада является единственным подлинным духовным учителем, и, пока не появится кто-нибудь его масштаба, Шрила Прабхупада должен продолжать каким-то образом давать посвящение ученикам, несмотря на свое физическое отсутствие на планете.

На первый взгляд, эта философское учение довольно привлекательно. Шрила Прабхупада — совершенный гуру, и если бы он каким-то образом смог проливать на этот мир свою милость непосредственно, то зачем что-то менять? Кто более достоин давать посвящение ученикам, чем Шрила Прабхупада? Однако при тщательном изучении священных писаний и истории вайшнавизма, а также принимая во внимание тот факт, что Шрила Прабхупада никогда ни о чем подобном в своих наставлениях не говорил, я не могу согласиться с этой теорией.

Хотя мои исследования привели меня к выводу о том, что теория ритвиков ошибочна, тем не менее я могу видеть в ней рациональное зерно. Шрила Прабхупада является ачарьей необычайной духовной силы и намного превосходит любого духовного учителя в ИСККОН. Поэтому, естественно, каждый хотел бы стать учеником Шрилы Прабхупады, и он на самом деле является духовным учителем всех преданных ИСККОН, поскольку все они воспитаны в его Движении и на основе его книг. Я также понял, что на ИСККОН возложена особая миссия — одухотворить весь мир в соответствии с предсказаниями Шри Чайтаньи Махапрабху. И для того, чтобы эта миссия увенчалась успехом, нужно, чтобы положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН было признано всеми членами этого Движения. Таким образом, основной тезис теории ритвиков имеет под собой какие-то основания, однако выводы, которые из него делаются, заходят слишком далеко. Шрила Прабхупада является высшим авторитетом для всех членов ИСККОН, и вместе с тем все духовные учителя должны иметь с учениками свои личностные отношения, от которых нельзя и не нужно отказываться. Таков вывод священных писаний нашей традиции.

Когда я начал давать посвящение ученикам, действуя от имени Шрилы Прабхупады, я понял, как важно быть прозрачной средой между моими учениками и Его Божественной Милостью. Я осознал, что могу давать посвящения, поскольку ИСККОН дал мне это право и полномочия — выступать в роли представителя Шрилы Прабхупады и приводить новых членов ИСККОН к лотосным стопам Его Божественной Милости.

Я часто с болью осознаю некомпетентность и чувствую, что единственное, что может помочь мне продолжать действовать в этой роли — это моя полная зависимость от милости Шрилы Прабхупады. Я могу действовать как духовный учитель только до тех пор, пока передаю наставления и идеалы Шрилы Прабхупады своим последователям. Если я отклонюсь от этих принципов, то перестану быть духовным учителем.

Что на самом деле означает выражение «ачарья-основатель»?

Слова говорят сами за себя, и их смысл достаточно очевиден. Шрила Прабхупада — основатель духовной организации и последняя инстанция во всех духовных вопросах. Но какой смысл вкладывается в выражение «духовная организация»? Значит ли это, что каждый может основать духовную организацию и присвоить себе титул ачарьи-основателя? Ответ определенный — нет! На санскрите выражение ачарья-основатель звучит как сампрадая-ачарья. Существует четыре сампрадаи, основанные по воле Самого Кришны. Все остальные сампрадаи неавторитетны (за исключением тех, что напрямую связаны с изначальными четыремя). Изначальными сампрадая-ачарьями являются Брахма, Лакшми, Господь Шива и четверо Кумаров. Под влиянием времени учение истинной сампрадаи покрывается мраком забвения. Когда это происходит, Кришна посылает могущественную личность, которая приходит в этот мир для того, чтобы возродить учение. Таких людей также называют сампрадая-ачарьями. Ачарьи, подобные Рамануджачарье и Мадхвачарье, пришли в этот мир для того, чтобы возродить учение соответствующих сампрадай, поэтому их называют сампрадая-ачарьями. Такой ачарья не только становится во главе огромного духовного движения, но и перестраивает и упорядочивает ту сампрадаю, в которой он является.

Шрила Рамануджачарья явился в то время, когда Индия была наводнена философией майявады, чтобы вернуть к жизни сиддханту вайшнавов и противопоставить ее этому врагу теизма. Мадхвачарья явился немного позже и также достиг успеха в аналогичной миссии. В результате, хотя они и явились около тысячи лет назад, их по-прежнему считают ачарьями соответствующих сампрадай, и каждый в этих сампрадаях связан с ними через посредство их наставлений. Они, несомненно, являются главными шикша-гуру в своих сампрадаях.

Эти сампрадая-ачарьи — не обыкновенные живые существа и даже не садхана-сиддхи — освобожденные души, достигшие освобождения путем практики садханы (упорядоченной духовной практики). Они являются либо наделенными особыми полномочиями воплощениями Бога, либо вечно освобожденными спутниками Господа. Например, Шрила Рамануджачарья — это воплощение Шеши, а Мадхавачарья — воплощение Вайю. Шрила Прабхупада, как ачарья, по меньшей мере принадлежит к той же самой категории. Мы не способны постичь истинное духовное положение Шрилы Прабхупады, однако мы можем принять во внимание, что Сам Кришна явился как Шри Чайтанья Махапрабху для того, чтобы раздавать кришна-прему (любовь к Богу), хотя ее очень сложно обрести даже Брахме и Шиве. Такое великодушие не проявлял даже Сам Кришна. Поэтому Шрила Рупа Госвами прославлял Шри Чайтанью Махапрабху, называя Его самым милостивым и великодушным воплощением Господа. И все же, хотя Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что в свой срок эта према разольется по всему миру, Сам Он распространил ее только на святой земле Индии.

Если мы попытаемся оценить величие Шрилы Прабхупады, то нам станет очевидным, что он и является той личностью, которая принесла драгоценный камень кришна-премы, дарованный миру Шри Чайтаньей Махапрабху. Личность, подобная Шриле Прабхупаде, приходит в этот мир не для того, чтобы завоевать пустое признание недалеких материалистов. Такие личности, как он, приходят для того, чтобы осуществить волю Господа, распространяя Его духовную миссию. Поэтому те, кто хочет следовать путем Прабхупады, должны продолжать осуществлять миссию, отдавая ему должное как основателю этой миссии. Если же, вместо того чтобы распространять его славу по всему миру, мы попытаемся соперничать с ним, думая, что сравнялись с ним в величии и даже обрели способность служить Господу лучше, чем Шрила Прабхупада, то тогда нам необходимо заглянуть вглубь своего сердца и посмотреть, не ворвался ли туда случайно бешеный слон гордыни, чтобы растоптать разбитый в нем священный сад и уничтожить росток преданности.

Разница между духовным учителем и ачарьей-основателем.

Во введении к «Шримад Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Понятие Бог и Абсолютная Истина неравнозначны. Целью «Шримад Бхагаватам» является Абсолютная Истина. Понятие «Бог» относится к повелителю, тогда как понятие «Абсолютная Истина» относится к сумум бонум — изначальному источнику всех энергий».

По аналогии с этим, можно прийти к выводу, что понятия «духовный учитель» и «ачарья-основатель» — не находятся на одном уровне. Духовный учитель передает послание и учение сампрадаи своим ученикам, в то время как ачарья-основатель возрождает сиддханту своей сампрадаи. В качестве примера можно обратиться к жизни Шрилы Рамануджачарьи, который не встречался с Ямуначарьей при жизни и впервые увидел его сразу после его смерти. Незадолго до того, как Шрила Ямуначарья покинул этот мир, он послал в Канчипур своего самого близкого ученика Махапурну, чтобы попросить Рамануджачарью прийти к нему. Однако, по прибытии в Шри Рангам Рамануджачарья узнал, что Ямуначарья только что оставил тело. Когда он приблизился к телу Ямуначарьи, он увидел, что на его правой руке три пальца оставались согнутыми. Он спросил у окружающих, были ли эти пальцы согнуты при жизни. Те ответили, что нет. Глубоко обдумав значение этого жеста и пытаясь понять, что имел ввиду Ямуначарья, Рамануджачарья принял перед ним три обета. Он пообещал: распространять славу Господа Вишну, чтобы избавить людей от их материальных привязанностей; написать «Шри Башью», комментарий на Веданта сутру; в честь Парашары Муни, воспевшего славу Господа Вишну в «Вишну-пуране», назвать именем Парашары одного из своих учеников.

По мере того, как он давал эти обеты перед телом Ямуначарьи, один за другим пальцы на руке Ямуначарьи распрямлялись. Так всем стало ясно, что Рамануджачарья понял желания своего духовного предшественника и тем самым удовлетворил их. Как и многие другие великие души, Мадхвачарья и Нимбаркачарья также выполнили желания своих предшественников.

В Шри-сампрадае положение Шрилы Рамануджачарьи как ачарьи-основателя настолько возвышенно, что эта сампрадая была названа в его честь. Он считается в ней освободителем всех тех, кто присоединяется к этой сампрадае, а действующие в этой сампрадае гуру считают, что их долг — привести своих учеников к Шриле Раманудже. Поэтому Рамануджачарью называют удхарака-ачарья, Гуру-спаситель, в то время как других гуру в этой цепи ученической преемственности именуют упакарака-ачарьями, гуру-помощниками.

Пример тому можно встретить и в Гаудия-вайшнава сампрадайе. Шрила Рупа Госвами, в честь которого наша сампрадая была названа Рупануга-сампрадаей, является ачарьей-основателем в цепи нашей ученической преемственности. В следующем стихотворении Шрила Нароттама Даса Тхакур объясняет, что ныне действующие ачарьи, или дикша-гуру, приводят своего ученика к ачарье-основателю, чтобы тот освободил его и занял в служении Кришне.

«Я слышал от садху (святых людей), что человек достигает лотосных стоп божественной четы по милости Шрилы Рупы Госвами. О Санатана Госвами и все остальные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху! Пожалуйста, исполните мое желание: я хочу получить милость Шрилы Рупы Госвами. Тот, кто принимает прибежище у его лотосных стоп, должен считаться великой душой. Когда же мой повелитель, Локанатха Госвами, возьмет меня к себе и приведет меня к лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами?»

Здесь Шрила Нароттама Даса Тхакур недвусмысленно говорит, что Шрила Рупа Госвами является тем, кто освобождает и занимает преданного в служении лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны, хотя его собственный гуру — Шрила Локанатха Госвами был вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и, несомненно, освобожденной душой. Тем не менее, он передал своего ученика Шрилу Нароттама Даса Тхакура на попечение Шриле Рупе Госвами. Этот факт становится еще более ясным для нас из следующей молитвы Шрилы Нароттамы Даса Тхакура:

«Я буду робко стоять позади Шри Рупы манджари. Божественная чета тогда обратит на меня свой взор и скажет мне с милостивой улыбкой: «Рупа, откуда взялась эта новая служанка?» Тогда Рупа манджари скажет: «Манджулали привела эту служанку ко мне»». Другими словами, Локанатха Госвами (Манджулали-манджари) действует как посредник между Нароттамой и Шри Рупой, который в конечном счете и воссоединяет Нароттаму с Радхой-Кришной. Проводя аналогию с ИСККОН, можно вспомнить, что Шрила Прабхупада упоминал о существовании ИСККОН в духовном мире. Это означает, что когда мы достигнем духовного совершенства, мы попадем в духовный мир, и там Шрила Прабхупада, подобно Рупе-манджари, представит нас Радхе-Кришне и займет в служении Им. Однако привести преданного к Шриле Прабхупаде должен его дикша-гуру.

Шрила Прабхупада исполнил не только желания своих предшественников, но и предсказания Шри Чайтаньи Махапрабху — Самой Верховной Личности Бога. Как можно оставаться слепым и не замечать его необычайно возвышенного духовного положения? Чтобы понять величие Шрилы Прабхупады, достаточно обратиться к простым историческим фактам. Если мы не сможем по достоинству оценить его величия и возвести его на пьедестал, которого он заслуживает, то это сделает Сам Кришна, потому что именно в соответствии с Его планом Шрила Прабхупада пришел в этот мир, и в соответствии с тем же самым планом истинный духовный статус Шрилы Прабхупады будет явлен всему миру.

Естественное стремление соединиться.

Многие преданные, которые пришли в ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады, часто сожалели: если бы они присоединились несколькими годами или даже несколькими месяцами раньше, то они могли бы познакомиться со Шрилой Прабхупадой и он дал бы им посвящение. Это трансцендентное сожаление всегда будет жить в сердцах искренних душ, и с течением времени это стремление быть связанным со Шрилой Прабхупадой будет только возрастать. Будущие поколения преданных ИСККОН будут сокрушаться: «Если бы я присоединился на сто лет раньше, я смог бы познакомиться со Шрилой Прабхупадой. Если бы я присоединился тысячу лет назад, я бы познакомился со Шрилой Прабхупадой».

Движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху ширится благодаря ИСККОН. В будущем это Движение привлечет миллионы людей и они вовлекутся в его орбиту. На нас, учениках Прабхупады, лежит ответственность за то, чтобы эти люди поняли, что они состоят в вечных духовных отношениях со Шрилой Прабхупадой, и что он доступен для всех них как выдающийся шикша-гуру ИСККОН.

Окончательное решение всех проблем.

После ухода Шрилы Прабхупады ИСККОН столкнулся со многими проблемами. Некоторые из них были так серьезны, что, казалось, общество распадется. Детальный анализ показывает, что все эти проблемы возникли из-за того, что преданные ИСККОН не придавали значения особому духовному положению Прабхупады и не строго следовали его учению. Вот некоторые из этих проблем:

  • система зональных ачарьев;
  • ослабление авторитета Джи-би-си;
  • представление о том, что некоторые вайшнавы велики так же, как Шрила Прабхупада, или даже превосходят его;
  • ученики павших гуру, покидающие ИСККОН;
  • философия ритвиков;
  • синдром нитья-сиддха гуру;
  • недостаток единства среди преданных и клановость.

Предлагаемые решения.

1. Система зональных ачарьев

Одна из самых острых проблем ИСККОН, возникших вскоре после ухода Прабхупады — это формирование системы зональных ачарьев.

К этому времени несколько старших преданных, которых Прабхупада просил давать посвящение ученикам, приняли роль инициирующих духовных учителей. Некоторые из них из-за недостатка опыта попытались поставить себя в абсолютное положение, считая, что для того, чтобы быть духовным учителем, нужно находится на таком же высоком уровне, как Шрила Прабхупада. В своих зонах они уподоблялись «мини-Прабхупадам», упустив из виду уникальное положение Прабхупады в ИСККОН. Это явление позже получило название «системы зональных ачарьев».

Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников, чтобы те не пытались назначить «всемирного» ачарью. Он указывал, что именно из-за этой ошибки распался Гаудия-матх. Однако, несмотря на предупреждения Шрилы Прабхупады, ведущие преданные ИСККОН невольно совершили такую же ошибку, хотя и слегка по-иному. Вместо назначения «всемирного» ачарьи, вселенная ИСККОН была поделена на меньшие зоны, и инициирующие учителя стали единственными ачарьями в своих зонах. Хотя ИСККОН не распался, как Гаудия-матх, ему пришлось заплатить дорогую цену за отклонение от указаний Шрилы Прабхупады. Тем не менее из этой ошибки ИСККОН извлек ценный урок: не нужно делать ИСККОН авторитарной организацией. Необходимо руководить этим бесценным духовным движением коллективно, поставив Шрилу Прабхупаду в центр.

Если мы утвердим Шрилу Прабхупаду в положении ачарьи-основателя и учредим систему, в рамках которой гуру ИСККОН будут являться прозрачной средой между своими учениками и Шрилой Прабхупадой, тогда подобные заблуждения в ИСККОН будут искоренены раз и навсегда.

В своем поколении мы осознали эту опасность и в значительной степени исправили эту ошибку. Но не следует быть наивными, думая, что будущие поколения не повторят той же самой ошибки. Обретя нескольких учеников, духовному учителю в этот век очень легко захотеть стать независимым. Может быть, система ИСККОН и стала достаточно прочной, и в будущем никому не будет позволено становиться «всемирным» ачарьей или зональным ачарьей. Но где гарантия того, что какому-то гуру подчинение авторитету Джи-би-си не покажется ущемлением его прав, и он не решит создать собственное Движение, где станет единственным ачарьей?

Можно сказать, что это не затронет ИСККОН прямо. Тем не менее косвенно это может иметь пагубные последствия. В крайнем случае, мы потеряем такого гуру и его учеников, и это породит ненужную конкуренцию. Однако, если каждый в ИСККОН заранее будет знать об уникальном положении Шрилы Прабхупады (как самого выдающегося шикша-гуру и ачарьи-основателя для всех, кто учится духовной жизни в рамках ИСККОН), и что главная обязанность гуру ИСККОН — привести своих учеников к лотосным стопам Шрилы Прабхупады и передать им его учение, тогда возможность такой опасности будет сведена к минимуму.

Мы должны помнить, что живем в век Кали, и люди в этот век в целом очень слабы и не имеют каких-либо духовных наклонностей. Достаточно взглянуть на наши собственные жизни. Большинство из нас были глубоко погружены в материальную деятельность и не имели никаких духовных наклонностей. И только благодаря беспричинной милости Шрилы Прабхупады мы встали на духовный путь. Хотя мы взяли на себя серьезную обязанность быть духовными учителями, многие из нас не обладают в полной мере всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников. Духовные учители понимают это, но они продолжают выполнять свой долг гуру в духе служения Шриле Прабхупаде и стараются делать это наилучшим образом.

Духовный учитель должен быть прозрачной средой между своими учениками и Верховной Личностью Бога. Чтобы быть способным на это, человек должен являться освобожденной душой. Многие из нас таковыми не являются, но ради распространения сознания Кришны в соответствии с желанием Прабхупады, мы принимаем на себя обязанность давать посвящение ученикам, даже несмотря на свое несовершенство. И мы видим, что наши ученики духовно развиваются благодаря прибежищу и наставлениям, которые они получают в ИСККОН. И эта заслуга, конечно же, принадлежит, Шриле Прабхупаде.

Нам очень важно осознать, как совершенно Шрила Прабхупада организовал ИСККОН. В этой духовной организации, просто имея преданность его лотосным стопам, даже мы способны нести тяжелые обязанности духовного учителя, и просто благодаря связи с ним и следованию его указаниям, начинающие преданные могут уверенно продвигаться духовно, постепенно поднимаясь до высших сфер духовного мира. Если уподобить ИСККОН духовному кораблю, несущему обусловленные души через океан материального существования, тогда наша обязанность как духовных учителей заключается просто в том, чтобы помочь пассажирам взойти на корабль и оставаться на борту. Все остальное сделает могущество Шрилы Прабхупады.

2. Ослабление авторитета Джи-би-си

Признавая положение Шрилы Прабхупады в ИСККОН как ачарьи-основателя, мы автоматически признаем положение Джи-би-си как его представителя и, таким образом, Высшего руководящего органа ИСККОН.

Шрила Прабхупада много раз рассказывал нам о причинах распада организации его духовного учителя: некоторые из его духовных братьев, занимавших в ней ведущее положение, нарушили наставление своего духовного учителя, желавшего, чтобы управление в Гаудия-Матхе осуществлялось коллегиально. ИСККОН избежал этой участи после ухода Шрилы Прабхупады лишь потому, что остался верным Джи-би-си. Конечно, временами корабль ИСККОН тоже изрядно трясло и качало, но благодаря коллективным усилиям искренних преданных под руководством Руководящего Совета все эти трудности были преодолены. Иногда, остро сознавая свою некомпетентность, мы чувствовали, что проблемы просто непреодолимы. Но тем не менее мы шли навстречу этим проблемам, уверенные в том, что за нами — совет Джи-би-си, а за ним — Шрила Прабхупада, и что они смогут оказать нам необходимую поддержку. И сегодня мы можем смело заявить, что ни разу не потерпели поражения. И то, что ИСККОН с его многочисленными направлениями деятельности продолжает существовать и развиваться, является лучшим доказательством «непотопляемости» Движения Шрилы Прабхупады.

Каждый, кто внимательно изучит историю ИСККОН, не сможет не признать важной роли Руководящего Совета ИСККОН, который подобен его каркасу — без этой важной управляющей структуры организация просто распалась бы. Например, каждый понимает, как важно поддерживать тело сильным и здоровым, потому что ослабленный организм — источник многих проблем. Что является слабостью в случае ИСККОН? Неспособность Руководящего Совета должным образом следовать идеалам и наставлениям Шрилы Прабхупады.

Если весь ИСККОН признает главенствующее положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя и добровольно делегирует Джи-би-си полномочия осуществлять волю Шрилы Прабхупады, и если каждый из членов Джи-би-си примет эту роль со всей искренностью и ответственностью — тогда, без сомнения, начнется золотой век расцвета ИСККОН.

3. Представление о том, что некоторые вайшнавы велики так же, как Шрила Прабхупада, или даже превосходят его.

Когда Шрила Прабхупада находился на этой планете, его величие и могущество сияли столь ярко, что ни один из членов ИСККОН не испытывал потребности искать духовного руководства вне ИСККОН. Однако, подобно тому, как после захода солнца мир окутывает тьма, и даже маленькая лампочка кажется очень яркой, после ухода Шрилы Прабхупады отдельные преданные ИСККОН стали обращать свои взоры к некоторым духовным братьям Шрилы Прабхупады и другим старшим Гаудия-вайшнавам. Введенные в заблуждение иллюзорной энергией Господа, некоторые из этих преданных ИСККОН даже стали считать этих преданных из Гаудия Матх более продвинутыми, чем Шрила Прабхупада, и потому принялись рекламировать их, говоря, что от них можно получить то, чего не смог дать Шрила Прабхупада. Многие невинные преданные стали жертвами этой пропаганды и оставили прибежище лотосных стоп Шрилы Прабхупады.

Начинающие преданные могут думать, что Шрила Прабхупада умер, и потому его уже нет с нами. Многие из них получили посвящение от гуру, которые впоследствии пали. Они считают, что гуру ИСККОН слишком молоды и неопытны в духовном отношении, и потому подвержены падениям. С другой стороны, гуру Гаудия Матх — это пожилые, умудренные опытом индийцы, сведущие в священных писаниях, обладающие зрелым сознанием Кришны и менее подверженные падениям. Поэтому на их фоне молодые гуру ИСККОН могут выглядеть не слишком ярко. Если оценивать гуру ИСККОН только по их личным качествам и духовным заслугам, то они, возможно, не выдержали бы такого сравнения «в индивидуальном зачете». Но в действительности гуру ИСККОН имеют особую привилегию перед всеми остальными — давая посвящение, они связывают своих учеников во Шрилой Прабхупадой. А это намного превосходит ценность всех других качеств, которыми традиционно должен обладать духовный учитель.

В этой связи можно привести пример очень богатого человека, скажем, Рокфеллера. Может показаться, что его младенец сын, у которого нет ни гроша, гораздо беднее даже уличного нищего. Но в действительности, сын Рокфеллера от рождения является одним из богатейших людей в мире. Подобным же образом представители Шрилы Прабхупады могут казаться не такими продвинутыми, но, будучи преемниками Шрилы Прабхупады, они унаследовали от него несметные духовные богатства. И с течением времени истинность этого утверждения станет очевидной.

Кто-то может спросить, почему мы не ценим по достоинству духовных братьев Шрилы Прабхупады — ведь они тоже ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Точно так же, как ученики Шрилы Прабхупады могут дать Шрилу Прабхупаду другим, духовные братья Шрилы Прабхупады могут давать другим Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Мой ответ на это таков: несмотря на то, что они могут поддерживать на высоте собственный духовный уровень и не отклоняться от сознания Кришны, им не удалось исполнить миссию своего духовного учителя. В результате колоссальная организация Гаудия Матх распалась сразу после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Оживить дух проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура удалось только Шриле Прабхупаде, который, следуя наставлениям своего гуру, воздвигнул ИСККОН из руин Гаудия Матх. Сегодня можно с уверенностью сказать — Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур продолжает жить в движении Шрилы Прабхупады.

ИСККОН не просто запечатлел в себе дух проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он стал основным руслом движения Шри Чайтаньи Махапрабху. Подобно тому, как маленькие ручейки вливаются в большую реку, которая несет свои воды в океан, так и каждый Гаудия-вайшнав играет свою роль в ИСККОН Шрилы Прабхупады. Если человек воистину является последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, то он не сможет не увидеть, что именно Шрила Прабхупада и есть тот, кто исполнил Его предсказание. И каждый, кто оказывает почтение Шриле Прабхупаде, тем самым уже принимает участие в проповеди ИСККОН.

4. Ученики павших гуру, покидающие ИСККОН.

Ученики павших гуру не покидали бы ИСККОН, если бы понимали, что у них всегда есть прибежище Шрилы Прабхупады, и что главная обязанность гуру по отношению к ученику — быть прозрачной средой между ним и Шрилой Прабхупадой.

Самым худшим периодом в ИСККОН была первая половина восьмидесятых, когда шесть из одиннадцати гуру пало. Падение духовного учителя — самое печальное событие в духовной жизни преданного. Духовная жизнь основывается на вере, и развить эту веру совсем непросто. Когда по милости Кришны она развивается, то сосредоточивается главным образом на духовном учителе. Преданный принимает от него посвящение, потому что считает его лучшим преданным Господа. Поэтому трудно себе представить, что происходит с его верой, если духовный учитель падает. Когда такое происходит, требуется море сострадания, сочувствия и заботы, чтобы залечить нанесенную рану. Но по своей бесчувственности многие из лидеров того времени не смогли проявить к ним должной заботы и сострадания. Вместо этого их подталкивали к получению повторного посвящения у другого гуру. В некоторых местах вновь назначенный зональный ачарья объявлял, что все ученики падшего гуру в его зоне должны получить посвящение у него в течение трех дней, а иначе им придется покинуть ИСККОН.

Другие заявляли, что преданные с вторым посвящением (гуру которых впоследствии пали) теряли право повторять гаятри-мантру и поклоняться Божествам, потому что с падением их духовного учителя они утратили связь с парампарой, и мантры потеряли силу.

Надо ли говорить о том, какую неприятную и невайшнавскую атмосферу это создало. Неудивительно, что многие израненные души подчинились этому нажиму с тяжелым сердцем, а другие просто покинули Движение. Мы могли бы избежать всего этого, если бы ясно понимали, что каждый член ИСККОН находится над защитой Шрилы Прабхупады.

Джи-би-си признало свою фундаментальную ошибку, и для того, чтобы предотвратить ее повторение впредь, было принято официальное заявление по вопросу о повторных посвящениях и другие резолюции, смысл которых заключался в том, что если преданный ИСККОН теряет своего духовного учителя, он получает прибежище у ачарьи-основателя. Затем, продолжая выполнять преданное служение в обществе преданных, он может постепенно развить веру в других старших преданных и принять их своими шикша-гуру. С течением времени, почувствовав, что вновь готов полностью вручить себя заботе одного из старших преданных ИСККОН, он может принять от него повторное посвящение. Таким образом, всем нам нужно ясно понять, что, как ачарья-основатель Шрила Прабхупада является основным прибежищем для всех преданных ИСККОН и их главным шикша-гуру.

Другое очень важное и заслуживающее внимание явление заключается в том, что ученики павших гуру, которые искренне и преданно служат Шриле Прабхупаде в ИСККОН, даже не принимая повторного посвящения, не только не сталкиваются с проблемами в духовной жизни, но и уверенно прогрессируют в духовной жизни, в то время как покинувшие ИСККОН ученики ныне действующих гуру очень быстро сходят с духовного пути. На этом примере можно понять, как важно иметь связь с ИСККОН и прибежище у лотосных стоп Шрилы Прабхупады. ИСККОН — это проявление духовного мира в материальном. Поэтому занимать прочное положение в ИСККОН — то же, что находиться в духовном мире, а занимать прочное положение в ИСККОН — значит иметь прочную связь со Шрилой Прабхупадой, его ачарьей-основателем.

5. Философия риттвиков

Ритвиквада — это искаженное отражение концепции ачарьи-основателя. Шрила Прабхупада в своей апраката-лиле больше не дает посвящений. Однако все гуру ИСККОН, как нынешние, так и будущие, признают, что их обязанность состоит в том, чтобы приводить своих учеников к Шриле Прабхупаде и таким образом дать им возможность обрести окончательное освобождение.

6. Синдром нитья-сиддха гуру.

Обычно считается, что гуру должен быть освобожденной душой. Однако в таком обществе, как ИСККОН, на котором лежит огромная ответственность за распространение сознания Кришны во всем мире, существует необходимость в большом количестве духовных учителей, и из среди них далеко не все могут оказаться вечно освобожденными душами. Другое практическое соображение заключается в том, что освобожденная душа обычно не раскрывает своей духовной сущности другим. Поэтому вместо того, чтобы теряться в догадках, кто является освобожденной душой, а кто нет, для нас практичнее утвердить тот факт, что Шрила Прабхупада является вечно освобожденной душой, и каждый, кто должным образом представляет его, является истинным духовным учителем.

В священных писаниях действительно говорится о необходимости принять духовным учителем вечно освобожденного чистого преданного. Однако, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, нам стала доступна другая возможность. Шрила Прабхупада и по сей день продолжает давать нам свою милость в форме ИСККОН. В этот век для широкого распространения сознания Кришны по всему миру требуется много гуру, и большинство из них могут не быть вечно освобожденными душами. Однако никто не станет сомневаться в непревзойденном духовном положении Шрилы Прабхупады.

В ИСККОН много духовных учителей, и все они могут находиться на разных уровнях духовного развития. Ученики и последователи очень возвышенных духовных учителей могут чувствовать своего рода сострадание к ученикам менее продвинутых гуру, думая, что те не смогут продвигаться духовно под руководством своего дикша-гуру. Из такого сострадания они даже могут предлагать им отвергнуть своего духовного учителя и принять повторное посвящение или духовное прибежище у продвинутого духовного учителя.

Несомненно, что уровень духовного прогресса ученика ограничен уровнем его духовного учителя. Однако в ИСККОН прогресс отдельного ученика этим фактором не ограничивается. Уникальная система, введенная Шрилой Прабхупадой, добавляет совершенно новое измерение. В ИСККОН спасителем всех является Шрила Прабхупада. Поэтому ученики должны осознавать, что обязанность их духовного учителя состоит в том, чтобы связать их со Шрилой Прабхупадой, и если он выполняет эту задачу, то идеально исполняет обязанности истинного духовного учителя. И тогда, в конечном счете, ученик гуру ИСККОН не будет ничем ограничен в своем духовном росте.

Начинающему преданному трудно распознать продвинутого вайшнава. Так, часто мы замечаем, что начинающие преданные принимают за признак возвышенного духовного статуса эрудицию и харизму, а иногда даже рождение в определенной стране или принадлежность к высокой касте.

Хотя в ИСККОН запрещается «переманивание» и оказание давления в выборе гуру, иногда это происходит втихомолку. В ряде случаев, даже замечая эти нарушения, старшие преданные не желают вмешиваться в данную проблему из-за ее щекотливого характера, и надеются, что этот синдром пройдет сам собой. Но нужно отдавать себе отчет в том, что сам по себе он не пройдет. Однако, если мы глубоко осознаем положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя, то эта проблема действительно исчезнет сама собой, так как преданные осознают, что им не надо пускаться на поиски нитья-сиддха гуру. Он уже есть. Все, что им необходимо найти, — это того, кто даже находясь не промежуточном уровне духовного развития, сможет связать их со Шрилой Прабхупадой.

7. Недостаток единства среди преданных и клановость.

Шрила Прабхупада убедительно просил своих последователей выражать свою любовь к нему, сотрудничая друг с другом. Единство — это самое могущественное оружие против дурного влияния века раздоров. Кали утверждает царство адхармы через греховную деятельности и ссоры, а Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы установить дхарму, которая противостоит влиянию Кали, создавая удивительный дух единства между преданными. Поэтому единство должно стать для нас самой важной целью. Для ИСККОН одним из серьезнейших препятствий в установлении духа единства является клановость.

Часто преданные проявляют склонность создавать «кланы» вокруг своих духовных учителей. В некоторых местах ученики настолько фанатичны, что даже не позволяют другим гуру приезжать и давать там посвящения. Эти тенденции создают тяжелую атмосферу и пагубно влияют на единство в ИСККОН. Однако, если каждый преданный осознает, что его гуру связывает его со Шрилой Прабхупадой, точно так же, как и другие гуру ИСККОН, то увидит, что все гуру ИСККОН дают одно и то же — ничего большего или меньшего, чем связь со Шрилой Прабхупадой, и потому ни один из них не лучше и не хуже других. Если принять подобный образ мыслей и научиться сосредотачивать их на миссии Шрилы Прабхупады, то тогда все сектантские тенденции исчезнут и естественно разовьется дух единства.

Чего мы хотим достичь?

Для того чтобы понять, чего мы действительно хотим достичь в первую очередь, мы должны понять, что у нас уже есть. Из сострадания к падшим и деградировавшим людям этого века Шри Чайтанья Махапрабху нисшел, чтобы распространять кришна-прему, драгоценное сокровище Голоки Вриндаваны. Для того, чтобы получить ее, необходимо иметь веру и готовность предаться. Человеку не нужно быть очень духовным или благочестивым. Если он просто признает особую милость Шри Чайтаньи Махапрабху и Его преданных, он сможет получить этот особый духовный дар Господа. В отличие от других веков такой порядок вещей предназначен не для одиночек, а для большого количества людей. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху ввели коллективную духовную практику — санкиртану, совместное воспевание святого имени. Метод ясен: просто повторяя чистое имя Господа, преданные обретают спасение. Однако Шри Чайтанья Махапрабху не был доволен этим. У Него был еще один план. Он хотел, чтобы это Движение распространилось по всему миру, в каждом городе и деревне. В этот век распространять славу Господа в подобных масштабах означает объявить войну Кали, правителю этого века.

Мы все знаем, что Кали-юга началась 5000 лет назад, когда Кришна покинул эту планету. Юдхиштхира оставил престол, и царем стал Махараджа Парикшит. В то время дхарма была идеальным образом восстановлена Кришной и поддерживалась Махараджей Парикшитом. Когда Махараджа Парикшит увидел Кали, занимавшегося своими злодеяниями — мучавшего мать-землю и калечившего дхарму, он был готов убить его. Но тот взмолился о пощаде, и он решил изгнать его из своего царства. Махараджа Парикшит был правителем всей планеты, включая океаны, поэтому быть изгнанным из его царства означало быть изгнанным с земли. Кали попросил для себя какого-то места на земле, и Парикшит отвел ему те места, где процветают мясоедение, употребление одурманивающих средств, незаконный секс и азартные игры. Во времена правления Махараджи Парикшита этих явлений практически не было, поэтому Кали попросил отвести ему еще какое-то место и Махараджа Парикшит позволил ему также жить в тех местах, где накапливается золото.

По воле Кришны Кали уготовано править этим веком. Поэтому он постепенно отвоевывает все новые и новые земли и угодья. Он знал, что до тех пор, пока у власти стоит Махараджа Парикшит, ему нечего надеяться распространить свое влияние. Он был не в силах победить его. Поэтому, чтобы исполнить свою миссию, он привлек высшую силу: он повлиял на мальчика-брахмана Шринги, чтобы тот проклял Махараджа Парикшита и обрек его на смерть по истечение семи дней. Таким образом, под влиянием Кали, деградация общества началась с головы. Воспользовавшись этой ситуацией, ракшасы начали рождаться в брахманических семьях и вводить вместо религиозных принципов всевозможные виды безбожия. Пользуясь своим положением, они стали эксплуатировать остальных членов общества. Когда кшатрии увидели деградацию брахманов, они отказались принимать их авторитет. Таким образом кшатрии стали независимыми и деспотичными. Так лишенное руководства подлинных брахманов и настоящих кшатриев человеческое общество начало разваливаться. Теперь, по прошествии 5000 лет, Кали покорил мир. Поэтому, куда бы мы ни пришли, практически каждый ест мясо, употребляет одурманивающие средства, вступает в незаконные сексуальные связи и играет в азартные игры. Эти четыре опоры адхармы утвердились настолько прочно, что дхарма лишилась места в этом мире.

Всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и начинает преобладать адхарма, Кришна нисходит, чтобы восстановить дхарму. Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать Себя людям в форме Святого Имени. Более того, Он послал Шрилу Прабхупаду, полководца, идеально подходящего для того, чтобы возглавить последнюю атаку и свергнуть Кали с престола на десять тысяч лет. Подобно доблестному воину, Шрила Прабхупада отправился один в столицу царства Кали и объявил ему войну. Он выпустил заключенных из тюрьмы Кали и собрал армию. И с тех пор он выигрывает в каждой из битв, добиваясь победы благодаря тому, что Кришна сражается на его стороне.

Этот великий полководец знал, что он не будет вечно вести свою армию лично. Поэтому с поразительной прозорливостью он организовал ее так, чтобы она продолжала существовать и сражаться даже после его ухода. Этой структурой является ИСККОН — организация, наделенная духовной энергией Кришны, продолжение духовного мира. Это непобедимая крепость, которая защитит солдат Шри Чайтаньи Махапрабху от всех атак Кали. ИСККОН — это не обыкновенная организация. Ей передали свои полномочия Шри Чайтанья Махапрабху и вся ученическая преемственность. И Шрила Прабхупада, несмотря на свой уход с этой планеты, как ангел-хранитель, продолжает вести ее.

Этому Движению уготовано охватить весь мир и установить сознание Кришны во всех его уголках.

На нас, членах ИСККОН, лежит особая ответственность — защитить эту драгоценную организацию. О том, как это сделать, я уже говорил — мы должны позволить Шриле Прабхупаде занять то положение, которое принадлежит ему по праву — положение ачарьи-основателя ИСККОН. Остальное произойдет само собой.

Кали не смирится со своим поражением так легко. Он будет продолжать свои атаки, и каждая новая будет серьезнее предыдущей. Но пока мы будем сражаться под эгидой нашего трансцендентного полководца, Шрилы Прабхупады, все его атаки будут обречены на поражение.

Бхакти Чару Свами