Основная цель и мотив садхана бхакти

Харе Кришна Прабху. Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Здесь как раз и проблема на мой взгляд. Ведь разве ваидхи садхана дает вкус?

Подобно тому, как паспорт еще не является гарантией обретения визы, ваидхи бхакти само по себе еще не является гарантией обретения вкуса. Но ваидхи садхана (паспорт) является одним из очень важных составляющих, создающее все условия для обретения визы — ручи (вкуса) и рати (привязанности).

Тому есть множество подтверждений в Шастрах. Вот одно из них:

sаdhana-bhakti haite haya ‘rati’ra udaya
rati gadha haile tara ‘prema’ nama kaya

Благодаря регулярному совершению преданного служения (садхана бхакти хайте), человек постепенно привязывается к Верховной личности Бога (ратира удоя). Когда эта привязанность усиливается, она превращается в любовь к Богу. (Caitanya Caritamrita. Madhya 19.177)

— В моем понимании, которое основывалось на том, что мне чаще всего доводилось слышать от старших преданных, ваидхи садхана как раз нужна для того, чтобы избавиться от анартх.

Если целью садханы бхакти является нечто другое чем бхакти, то по определению это уже не настоящая бхакти садхана. Шрила Бхактивинода Тхакур называет это садхана абхаса — подобием, подделкой, ненастоящей садханой.

Избавление от анартх является второстепенным следствием садханы, в основе которой лежит слушание:

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым.

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества: похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье. (Шримад Бхагаватам 1.2.19)

Но основной целью и мотивом бхакти садханы является обретение любовного служения Кришне:

крити-садхйа бхавет садхйа
бхава са садханабхидха
нитйа сиддхасйа бхавасйа
пракатйам хриди садхйата

Sadhana Bhakti или регулярное выполнение преданного служения, является практикой совершаемой чувствами, с помощью которой достигается Бхава (трансцендентное любовное служение Кришне). Бхава вечно существует в сердце каждой дживы и пробуждается могуществом садхана бхакти. (Дж.Дхарма 19 гл)

К этой цели мы должны идти и стремится, и во имя обретения этой цели садханы бхавы, мы будем бороться с анартхами. Уничтожение анартх, просто ради их уничтожения не является чистым бхакти. Это будет просто накоплением благочестия, которое Вишванатха Чакраварти Тхакур называет санга сиддха бхакти.

— Еще старшие говорят, что вкус, или настоящий вкус, не может возникнуть у того, кто не поборол анартхи.

Да, настоящий, устойчивый вкус возможно обрести только после того как основная часть анартх уничтожены. Но для того чтобы у преданного был стимул и силы бороться с анартхами, он уже должен обладать предварительным вкусом к преданному служению.

Это происходит примерно так: Вначале наш вкус невелик. Он, как правило, является следствием садху-санги и слушания шастр. На основе этого маленького вкуса мы продолжаем слушать, совершаем преданное служение (артха правритти), анартхи начинают уничтожаться (анартха правритти), по мере их уничтожения, мы обретаем еще больше вкуса к преданному служению, уничтожаются еще больше анартх, появляется еще больший вкус, наше служение становится еще более интенсивным и.т.д., пока мы не пройдем полностью уровень анартха нивритти и не дойдем до бхавы.

«До настоящего времени мы не устраивали публичных программ, в которых воспевался лила-киртан. Однако это конечная цель нашей практики. Мы ошибаемся если считаем что анартха нивритти является нашей единственной целью и поэтому нет нужды в артха-правритти… Наши дни проходят только в анартха нивритти. Но артха правритти тоже необходима. Анартха нивритти важна. Но когда присутствует артха правритти, анартха правритти становится второстепенной». (Цитата из 27 главы книги Шрилы Шиварамы Свами Шуддха Бхакти Чинтамани. Это Слова Шрилы Бхактиссидханты Сарасвати, признесенные во время Враджа Мандала Парикрамы 1932 года).

Ваш слуга, Радха Говинда даса

___

P.S. Хочу поблагодарить Вас за хорошие вопросы. Если у Вас будут еще вопросы или желание что-то уточнить, постарайтесь пожалуйста не просто абстрактно ссылаться на «я слышал от старших преданных». Приводите цитаты из Гуру, Садху и Шастр. Тогда наше обсуждение будет более глубоким и обоснованным. Успехов Вам в вашей практике садхана бхакти.