Опасность религиозного идеализма

Если мы идем на поводу у своего ума, мы не можем жить в вайшнавской общине полноценно. Потому что совместная жизнь это всегда проверка , как говорят, «на вшивость», проверка на то, на сколько мы действительно честны, насколько мы действительно намерены искренне управлять своим умом. Когда люди живут вместе какое-то время проявляются недостатки. Потому что совместная жизнь- это анартха нивритти, процесс очищения от анартх .

Как только мы познакомились, у нас полный нектар, все святые, все замечательно, все очень хорошо, мы вместе служим Кришне, преданные прекрасные, они столько всего знают, мы в полном блаженстве. Какое-то время проходит и вдруг мы открываем, что эти преданные оказывается не свободны от недостатков, есть разные недостатки.

И тут возникает очень неприятная вещь, дело в том, что религиозный человек, у него есть одна такая очень серьезная анартха, просто потому что он религиозный. Религиозный человек очень идеалистичен, т.е. он склонен идеализировать все, что связанно с его верой. Например, преданные все хорошие потому, что они преданные.

А если этот преданный не очень хороший? Значит он кто? Значит он гад последний! Потому что он должен быть святой, он же преданный, а у него там пятнышко какое-то. Вот этому материалисту я бы это пятнышко простил, даже бы не заметил вообще, а преданному не-е-ет. Я преданному никогда не прощу его недостаток. Почему? Потому что он преданный. Он должен быть чистым.

И это очень серьезная проблема, мы становимся очень неадекватными в жизни именно из-за своего идеализма, мы перестаем видеть вещи такими, как они есть, попадаем в иллюзию определенную. Но потом какое-то время проходит и выясняется, что все гораздо сложнее. И вот тут начинается реально процесс очищения от всего неблагоприятного, очищение от идеализма, религиозной гадости.

Человек становится действительно духовным тогда, когда он понимает, что каждый — душа, у каждого есть реальные сложности какие-то, с которыми он работает. Кто-то может отступать, потом он опять возвращается к каким-то стандартам. И мы это воспринимаем как некий естественный процесс. Так , например, во время войны армия идет вперед, но если с противником все очень сложно, противник серьезный, подготовленный , то иногда приходится отступать, перестраиваться , потом опять идти в наступление. Вот так же живет и преданный.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами