Они переделывают Шрилу Прабхупаду в какую-то поставляющую милость машину

Мы часто слышим: «Много милости Шрилы Прабхупады!» Это хорошо. Мы должны много слушать о милости Шрилы Прабхупады, но мы должны также понять, что его милость — это не просто что-то автоматическое: вы просто должны уверовать в Иисуса и Иисус спасет вас! А как насчет:

адау шраддха татах садху санго ’тха бхаджана-крийа
тато ’нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

„В начале должна быть вера. Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными. После этого человек получает посвящение от духовного учителя и следует под его руководством регулирующим принципам. Таким образом ученик освобождается от всех вредных привычек и утверждается в преданном служении. После этого у преданного появляется вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, практики преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Мало-помалу углубляются эмоции, и в итоге пробуждается любовь. Так постепенно в преданном, у которого появился интерес к сознанию Кришны, развивается любовь к Богу“.

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, 23. 14-15)

Есть постепенный процесс, начинающийся с начальной веры. Есть и до этого что-то, но так или иначе. Начальная вера, общение с преданными, процесс преданного служения, становление на путь преданного служения, потом освобождение от всего нежелательного из сердца, затем вкус к преданному служению, привязанность к преданному служению, истинное чувство, затем чистая любовь к Кришне.

Итак, есть процесс и нужно освободиться. Как, например, нужно повторять без оскорблений святое имя. Как обрести према-бхакти? Чайтанья Махапрабху говорит, что можно обрести сокровище чистой любви к Кришне, повторяя святое имя без оскорблений. Если мы думаем: «Зачем мне думать об этих оскорблениях? Милость Прабхупады!»… Но если это просто что-то автоматическое, вы просто зависаете где-то и говорите «Джая Прабхупада!»… Зачем тогда Прабхупада шел на все эти тяготы, учил нас всем этим вещам, очищению? Зачем Кришна учил Арджуну Бхагавад-гите? Почему бы Ему просто не сказать: «Ну, Арджуна, Я – Бог! Я люблю тебя!» Кришна сказал Арджуне: «Я люблю тебя, поэтому Я учу тебя этому процессу, при помощи которого ты можешь очиститься. Ты также должен играть свою роль».

Есть такая поучительная шутка. Как нам сказали – еврейская шутка.

Один еврей жалуется:

— Я не верю в Бога! Он никогда ко мне не благоволит. Один мой друг выиграл в лотерею, другой друг выиграл в лотерею, а я никогда не выигрывал! Бог меня не любит.

И однажды Бог пришел к нему и сказал:

— Давай совершим сделку. Я позволю тебе выиграть в лотерею, но ты сначала должен купить билет! Если ты никогда не покупаешь лотерейный билет, то как ты можешь выиграть?

Это вот так. Прабхупада хочет дать свою милость, но не нужно его ложно толковать. Легче переделать Прабхупаду. Как это называется? Безусловная милость, безусловное сострадание, беспричинная милость. Что-то еще есть такое. На самом деле это не условие.

Прабхупада не говорит: «Вы должны сделать то-то и то-то, и я дам вам свою милость». Но в чем главным образом заключается его милость? В том, что он учит нас процессу сознания Кришны. Мы должны следовать, мы должны показать наше желание быть в сознании Кришны, иначе мы все получаем милость Кришны, но мы получаем ее по-разному. Если мы не проявляем никакого желания быть в сознании Кришны, то мы получаем милость Кришны в той форме, что мы не получаем ее.

Ято мат тато пат – эта идея, что, что бы ты ни делал, все – одинаково. Кто-то недавно процитировал: «Йе йатха мам прападйанте» («Бхагавад-гита» 4.11). Я почувствовал… Он не процитировал «Ято мат тато пат», но я почувствовал связь, поэтому я процитировал за него. «Ято мат тато пат» — это буквально означает «сколько мнений, столько и путей» или как обычно интерпретируют «все пути ведут к одной цели». Но это не совсем то, что говорит Кришна. Поэтому если вы думаете, что вы просто говорите «Джая Прабхупад!» и все, это все, что вы должны делать, тогда это неправильное представление о Шриле Прабхупаде, это не то, что он сказал.

Он известен своим высказыванием: «Держитесь за мое дхоти, и я отведу вас к Богу». Но что это значит? Какова наша связь? Связь с гуру, как учил Шрила Прабхупада, через вани, через наставления. Какова наша связь? Наша связь через слушание и через следование, следование в силу наших возможностей. Вот это означает «держаться за дхоти». Несмотря на наши неудачи. Но если мы нечестны, если мы неискренни, мы хотим просто воспользоваться Шрилой Прабхупадой и не следовать его наставлениям, просто думать, что мы можем его обманывать, а он все равно будет милостив к нам… Да, он будет милостив к нам, пренебрегая нами, или он будет милостив к нам, например, давая нам рак мозга, или все наши дети умирают. И тогда мы просыпаемся к нашей истинной ответственности. Хотя есть люди настолько неискренние, что они переделывают Шрилу Прабхупаду в какую-то поставляющую милость машину, когда не нужно ничего делать, просто нажимаешь кнопку, и тебе выдают все, выдают все без каких-либо усилий.

Шрила Прабхупада – чистый преданный Кришны. Он не будет обманывать Кришну и вести к Нему людей, которые не хотят служить Кришне, и превращать лилу в какую-то ерунду. Его милость в том, что он готовит нас к лиле. Как готовит? Делает нас преданными, посвящающими себя всему этому.

Шрила Прабхупада говорил: «Удваивайте распространение книг», но что мы должны делать? Те усилия, которые нужны для этого, предание, которое нужно для этого, делают из нас чистых преданных. Это вычищает все привязанности из сердца. Чтобы сделать это, мы должны быть очень преданными, посвящать себя этому. И не остается места для каких-то материальных привязанностей, греховных мыслей. Просто нет времени заниматься такими вещами, потому что все время уходит на служение Кришне. Легче просто плыть по течению общества и говорить людям то, что им нравится слушать, то, что они хотят слушать.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Бросая вызов практической маяваде»