Один бог или два бога

И кто-то мог бы спросить, а как всё это относится к нам? Мы преданные, мы повторяем Святое Имя, у нас есть храмовая программа. Если это позволяет нам быть погруженными в сознание Кришны на протяжении двадцати четырех часов в сутки, тогда мы добились своей цели. Но если, когда вы выйдете с этой лекции, вам прийдется иметь дело с финансовыми вопросами, семьей, налогами, ипотекой, поездками в отпуск, заботой о детях, тогда, возможно, вы начнете приходить к пониманию, что все эти другие элементы также важны.

Бхагават означает, что мы слушаем и воспеваем на протяжении двадцати четырех часов, а Панчаратра означает, что мы двадцать четыре часа регулируемым образом служим Божествам. Веды имеют дело с брахмачари, грихастхами, ванапрастхами, саннйасой и разными видами профессиональной деятельности.

Система Бхагават пытается дать нам понимание Кришны как личности, то есть той концепции Бога, которая находится выше понимания Бога как того, кто контролирует материальную энергию. Господь является бесконечным океаном качеств, а вся материальная вселенная основывается на этих качествах.

Иными словами, уровень Бхагават означает видеть безграничные качества Господа в контексте Его безграничных игр. Но для того, чтобы увидеть все эти безграничные качества Господа в материальной энергии, нужно понимать принципы, по которым действует материальная энергия. Независимо от того, видит ли преданный, как Господь прибывает повсюду как безличных Брахман, либо он видит, как Господь контролирует всё сущее в Своей форме Параматмы, он понимает, что в конечном счете это делает Кришна, как личность.

В Бхагавад Гите и в Шримад Бхагаватам Кришна дает нам системы йоги, благодаря которым мы можем связать всё с Ним. Кришна провозглашает, что Он является всем. Но зачем Кришне нужно говорить это, ведь и так понятно, что Он Бог. Но если мы начнем разбираться в этом, то тогда могут возникнуть определенные сомнения. Например, вчера в стихе Шримад Бхагаватам (10.14.7) мы читали, что Кришна обладает всеми возвышенными качествами. Господь в Своей личностной форме является воплощением всех этих возвышенных качеств. Но, возможно, многие из качеств, которые проистекают из этих идеальных качеств Господа могут показаться нам не такими уж идеальными. Но это не значит, что эти казалось бы не идеальные качества происходят не из Господа. Всё происходит из Господа.

Когда речь идет о хороших качествах мы говорим: да это происходит из Кришны, я ценю это. Но когда в рамках материального творения мы видим что-то плохое, мы говорим: о это не может быть создано Господом. Мы не можем понять, как это связано с Кришной. И мы говорим это не для того, чтобы критиковать, а просто для того, чтобы разобраться в этой теме. Получается, что все те, что провозглашают, что они верят в единого Господа, то есть являются монотеистами, но при этом не способны увидеть, как все эти негативные качества связаны с Господом, по сути монотеистами не являются.

Все те люди, которые говорят, что есть единый Бог, Всевышний, либо имперсоналисты, которые верят в Брахман, а эти две категории включают в себя большую часть населения этого мира. Если вы хорошо копнёте, то увидите, что по сути они этой верой не обладают. Потому что, если Бог всеблагой, то как может существовать что-то плохое, а если существует что-то плохое, то это означает, что оно контролируется кем-то другим. Должны происходить только хорошие вещи, однако всё-таки происходит что-то плохое. А это означает, что плохое не зависит от хорошего. Из этого мы можем сделать ошибочный вывод, что есть кто-то, кто контролирует зло и при этом сам не находится под контролем Господа. Иными словами существует два Бога, хороший Бог и плохой Бог.

И имперсоналисты и буддисты, которые верят, что всё едино, также попадают в эту категорию. Всё едино, однеко есть иллюзия, которая отделяет нас от этого единства. И эта иллюзия обладает такой силой по отношению к нам, которой не обладает это «всевышнее единство». Но мы все слышали это выражение, которое часто использовал Шрила Прабхупада, что Кришна лишен двойственности. И вы можете подумать, что это напоминает то как майавади говорят, что всё едино. Но нам не нужно об этом беспокоиться, потому что на самом деле только мы говорим о том, что Бог един. Все остальные будут говорить, что Бог один, но в действительности они имеют ввиду, что их всегда два. Это означает, что на самом деле они дуалисты. И отсюда происходят такое понятия как хорошее и плохое, холодное и гарячее, и все подобные противоположности.

Фрагмент из семинара Е. С. Шрилы Бхакти Видья Пурны Свами «Как научиться видеть Кришну повсюду». Весь семинар читайте по ссылке