Обратная перспектива или путь познания себя

Сложно представить себе современное общество без рекламных щитов, ярких журналов и прочих наглядных атрибутов. Все эти «носители информации» помогают нам познавать этот мир и ориентироваться в нем…  а также побуждают нас к деятельности: от пассивно-созерцательной до активно-потребительской. Так уж случилось, что мы привыкли доверять своим глазам, постигая этот мир. Но порой, за всей внешней мишурой, мы не замечаем другой мир – наш внутренний мир.

Истинное духовное искусство ведет человека вперед и вверх. Это движение есть путь познания.

В. Кандинский, «О духовном в искусстве»

В последнее время появилось много средств, позволяющих более точно отобразить окружающий нас мир. Ведь так не сложно запечатлеть понравившийся пейзаж или образ – стоит лишь нажать на кнопочку цифрового фотоаппарата. Помните, как в том анекдоте, слова нового русского про художника-пейзажиста: «Вот, сынок, как приходится мучиться тому, у кого нет поляроида». К чему теперь трудоемкие и несовершенные труды художников!

Да, если бы искусство стремилось к простому копированию окружающего нас мира, легче было бы воспользоваться ксероксом. Однако суть искусства не в натурализме, не в подражании действительности, «как изготовление двойников вещей»…

Взять, к примеру, индийскую миниатюру –  вот уж где далеко до реализма! Ручная работа в традиционном стиле, но есть в ней что-то очаровывающее. Притягивает она своей гармонией, восточной утонченностью, и одновременно, необычностью, может даже какой-то «неправильностью». Тот, кто когда-либо сталкивался с индийской миниатюрой, наверняка отметил ее буквально магическое воздействие. Необыкновенные цветовые сочетания, чистые краски, насыщенность рисунка и его изысканность притягивают внимание и поглощают собой ум.

Вместе с тем, не нужно долго присматриваться, чтобы заметить явные нарушения законов перспективы, не объемные, символичные фигуры… Такая удивительная самобытность, но что это – неграмотность художника.

Детская болезнь?

Как не странно, но такие же «нарушения» можно видеть на вавилонских и египетских рельефах, иконах, на средневековых картинах, а также в старой китайской и японской живописи. Неплохое сочетание? Похоже, что нет особых континентальных и исторических барьеров для подобных «несовершенств». А может кроме «несовершенств» их объединяет что-то еще, нечто большее?

Можно, конечно, подумать: не знали древние люди законов перспективы, как видели, так и рисовали. Вот и дети ведь так рисуют, пока в школе им не расскажут о перспективе.

Но оказывается, что знали о перспективе древние люди, и их геометрические построения говорят о том… «Известный историк математики Мориц Кантор отмечает, что египтяне обладали уже геометрическими предусловиями перспективных изображений. Знали они, в частности, геометрическую пропорциональность и притом продвинулись в этом отношении так далеко, что умели, где требуется, применять увеличенный или уменьшенный масштаб» (П.Флоренский). Но рисовали они при этом, не соблюдая законов перспективы. К тому же рисовали символами. Символ же, как известно, не стремится дублировать реальный объект, но несет в себе суть этого объекта, его определенное видение, понимание. Как и символ, непризнание прямой перспективы, свобода от нее, – способ переключения в другую реальность, уход от «внешности».

Что касается детей, которые рисуют как «средневековые люди»: «…детское мышление – это не слабое мышление, а особый тип мышления, и притом могущий иметь какие угодно степени совершенства, включительно до гениальности…то следует признать, что и обратная перспектива в изображении мира – вовсе не есть просто неудавшаяся, недопонятая, недоизученная перспектива линейная, а есть именно своеобразный охват мира…» (П.Флоренский, «Обратная перспектива»).

Удивительно, но, за те несколько столетий, что «прогрессивное человечество» пытается утвердить в искусстве законы перспективы, не перевелись еще чудаки, по-детски игнорирующие перспективу. Да и мастера порой нет-нет, а отступят от ее законов – и все для пущей же убедительности образа. Что же это получается: выходит, естественнее для человека обратная перспектива?

Вне времени и пространства

Естественнее, в смысле человечнее.

На старых русских иконах можно заметить так называемую обратную перспективу: грани предметов не стремятся в одну точку на горизонте, но, напротив, расходятся к горизонту. Более того, на некоторых иконах можно видеть, что предметы располагаются совершенно не связанно между собой (имея несколько точек схода). Этим подчеркивается значимость предметов. Их индивидуальность. Главный герой повествования обязательно располагается в центре и выделяется большим размером. Иногда он может присутствовать на изображении дважды или даже трижды, так как икона – это повествование не просто в пространстве, но и во времени. Согласитесь, что это отличается от простроенной по правилам перспективы композиции, которая может отразить взгляд из одной точки на данный момент времени…

На самом деле цель индийской миниатюры, как и иконы – вывести сознание зрителя в духовный мир. Духовный мир – не материальный, там и законы иные. Потому изображая сюжеты священных писаний, миниатюра намеренно переключает внимание зрителей с внешнего уровня на внутренний, глубинный, сакральный. Давая этим понять, что истинное духовное понимание приходит не из внешнего мира – ответы нужно искать внутри… Ворота в духовный мир находятся в нашем сердце и от нас зависит, захотим ли мы войти туда, в этот мир любви. Его природа проста, как сама любовь. Здесь все пронизано сознанием значимости каждого и удивительной гармонией взаимоотношений.

Так миниатюра переносит нас в мир эмоциональных переживаний чистой реальности, погружая в поток вечных ценностей, не зависящих от времени и пространства.

С появлением новых технологий появился соблазн заменить «труд художника» работой машины. Качество копирования – превосходное. Но сводится ли роль искусства лишь к дублированию предметов?

Задача истинного искусства – вести человека «вперед и вверх» — открывая перед ним новые пространства для внутреннего роста. Не важно, к какой эпохе и континенту оно относится – истинное искусство несет послание вне времени и пространства.

Вместе с тем, искусство несет «настроение» своей эпохи. Можно буквально на живописных полотнах видеть, как меняется взгляд на окружающий нас мир, положение и роль в нем человека. От символизма до «пролетарского реализма»…

По материалам газеты «Золотой Век»