О вартма прадаршака Гуру

духовный учительНа самом деле Сунити, мать Дхрувы Махараджа, была его вартма- прадаршака-Гуру, то есть «Гуру (духовным учителем), указывающим путь». Иногда такого духовного учителя называют шикша-Гуру. Дикша-Гуру Дхрувы Махараджа (духовным учителем, дающим посвящение) был Нарада Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити. И шикша-Гуру, и дикша-Гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит следовать наставлениям своего учителя. Согласно шастрам, между шикша и дикша-Гуру нет никакой разницы и, как правило, шикша-Гуру становится впоследствии дикша-Гуру.

духовный учительХаре Кришна Матаджи. Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Не могли бы Вы поподробнее остановиться на том, кто может быть вартма-прадаршака Гуру и какую роль он играет в жизни преданного. Спасибо.

Первый, кто пробуждает интерес ученика к духовной жизни, называется вартма-прадаршака-Гуру. Вартма-прадаршика Гуру, — это личность, которая привела нас в Сознание Кришны, указала нам путь духовного совершенства, поддерживала и обучала на начальных этапах преданного служения. Вартма прадаршика Гуру не обязательно должен быть освобожденной душой.

«Гуру — это гьяна-рупа, это свет факела [знания]. Бывают учителя разных уровней, но каждый, кто открывает духовное видение, есть Гуру. Таким образом, уровень не имеет значения. В действительности, если Гуру учит сознанию Кришны, его необходимо принимать как духовного учителя, даже если он не находится на высоком уровне» (лекция Шрилы Прабхупады, Ахмедабад, 13 декабря 1972 года).

Кришна может проявиться в нашей жизни как вартма-прадаршака Гуру, через кого угодно, — через преданного, который привел нас первый раз в храм, либо через нашу маму, как в случае Дхрувы Махараджа:

«На самом деле Сунити, мать Дхрувы Махараджа, была его вартма- прадаршака-Гуру, то есть «Гуру (духовным учителем), указывающим путь». Иногда такого духовного учителя называют шикша-Гуру. Дикша-Гуру Дхрувы Махараджа (духовным учителем, дающим посвящение) был Нарада Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити. И шикша-Гуру, и дикша-Гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит следовать наставлениям своего учителя. Согласно шастрам, между шикша и дикша-Гуру нет никакой разницы и, как правило, шикша-Гуру становится впоследствии дикша-Гуру» (Бхаг., 4.12.32, комм.).

В случае Билвамангалы Тхакура, проститутка Чинтамани стала его вартма- прадаршика Гуру. Билванмангала Даса Тхакур выражал ей благодарность, даже достигнув уровня освобождения, прославляя ее как одного из своих Гуру, которого Кришна послал, чтобы направить его на путь преданного служения.

«В начале той книги он (Билвамангала Тхакур) выражает почтение различным Гуру и, следует отметить, делает это в равной степени по отношению ко всем им. Первым из учителей упоминается Чинтамани, которую он считал Гуру-наставником, поскольку именно она указала ему на духовный путь» (Ч.-ч., Ади, 1.57, комм.).

Ваш слуга Радха Говинда Даса