О сплоченности преданных

Бхакти Вигьяна ГосвамиВопрос: Гуру Махарадж, уже пятый год, пятый ретрит проходит. Все знают, все видят, что учеников становится больше и больше, наша ятра растет. Именно учеников, не только вообще русскоязычных, но учеников. Чего бы вы хотели от нас, как от учеников, чтобы как было бы с новыми преданными? Должны ли мы продолжать то, что мы делали, пытаться принять учеников, собираться вместе, обсуждать что-то или какое-то может быть направление, вектор задан. Как нам быть?
Ответ: Конечно же, я хотел, чтобы ученики помогали друг другу. Надо понимать, что, скажем так, какое-то личностное взаимодействие…

Бхакти Вигьяна ГосвамиВопрос: Гуру Махарадж, уже пятый год, пятый ретрит проходит. Все знают, все видят, что учеников становится больше и больше, наша ятра растет. Именно учеников, не только вообще русскоязычных, но учеников. Чего бы вы хотели от нас, как от учеников, чтобы как было бы с новыми преданными? Должны ли мы продолжать то, что мы делали, пытаться принять учеников, собираться вместе, обсуждать что-то или какое-то может быть направление, вектор задан. Как нам быть?

Ответ: Конечно же, я хотел, чтобы ученики помогали друг другу. Надо понимать, что, скажем так, какое-то личностное взаимодействие может быть только в относительно небольшой группе людей. Чем больше становится группа, тем больше вероятность того, что будут какие-то подгруппы людей по интересам – это нормально. Не нужно бояться этого, если они не питают каких-то враждебных чувств друг по отношению к другу, а стараются насколько это возможно сотрудничать. Очевидно совершенно, что мы никогда не достигнем такой ситуации, когда все будут, прямо все будут одинаковые, в одинаковых отношениях. Этого не будет.

Будут люди, которые чисто по своей природе ближе друг к другу, которым легче взаимодействовать друг с другом – они будут ближе общаться. Кто-то будет общаться на каком-то расстоянии – это нормально, ничего плохого нет.

Но в целом мы должны, еще раз, вот если будет этот принцип реализован, что мы не равнодушны друг к другу, а именно пытаемся понять, что делают другие, пытаемся увидеть, чем мы можем другим помочь, то тогда, конечно же, энергия будет набираться. Потому что, оттого что людей становится больше – это может быть хорошо, это может быть плохо. Иногда больше людей, а энергии меньше в этой группе, потому что в группе вся атмосфера отравлена каким-то соперничеством, какими-то пересудами, каким-то желанием обвинить друг друга, еще что-то такое, на чем бы это ни было основано.

Но если в целом будет какое-то правильное настроение. Когда мы видим, что делают другие, ценим то, что делают другие, и если можем – помогаем, не можем, по крайней мере, радуемся за то, что другие что-то делают и пытаемся чисто на уровне сердца помочь, то тогда в группе будет накапливаться энергия, будет накапливаться сила, способность что-то сделать, и в целом можно будет горы своротить. Примером этого являются братья Пандавы. Их было мало, у них было мало союзников, но так как у них было единство очень большое, то это единство в конце концов победило превосходящую силу противника. Точно так же у нас. Нас мало. В целом атмосфера в мире становится все более и более демоничной. Она демоничная везде: в Европе она по-своему демоничная, в России она по-своему демоничная, в Индии она по-своему демоничная. Но это факт, что главную скрипку играют люди демонического настроения. И нам надо от этого демонического настроения, атмосферы защищаться. И как мы можем защититься? Только помогая друг другу.

Это страшная вещь. Атмосфера становится всё более и более страшной. Какие-то вещи, которые немыслимы были еще лет двадцать, тридцать назад, сейчас становятся более-менее общепринятой нормой. Пища становится всё более и более отравленной. Воздух отравленный, атмосфера отравленная, отношения отравленные, менталитет отравленный, принципы взаимодействия между людьми отравлены – много яда вокруг. И нам надо постепенно от этого яда избавляться и мы можем это сделать, только помогая друг другу. Иначе сложно будет как-то защитить эти ростки. Поэтому мое видение такое, что мы должны держаться друг за друга и стараться помогать друг другу, и в хорошем смысле этого слова, зависеть друг от друга.

В зависимости нет ничего дурного, если она правильно построена. Зависеть от духовной силы другого. Мы можем быть сами духовно слабыми, но если мы находимся в обществе духовно сильных людей, нам легче будет избавиться от своей слабости. Мне хотелось бы, чтобы общество становилось духовно сильным и поддерживало других, всех людей, которые вливаются туда.

На санскрите есть поговорка: калау санге шакти хи, или что-то вроде этого. Что в век Кали энергия находится только в объединениях людей, в группах людей, в организациях. Что чтобы иметь какую-то силу… индивидуально каждый может быть не таким сильным, но если мы находимся в духовно сильной среде, то нам легко будет находиться. И в этой среде мы будем чувствовать силу, подпитку. Для этого нужно среду правильно организовать, чтобы каждый в эту среду свою хорошую энергию вкладывал и не вкладывал какой-то негатив, который у нас есть. Негатива полно, он может быть в разных формах, но надо стараться сюда приносить позитив. В конце концов это наша семья. Тут мы должны найти людей, которые поддерживают нас.

Итак, когда новый человек приходит, надо поддерживать его, заботиться о нем. Иногда люди приходят, потом как-то не чувствуют персонального отношения, именно потому что интереса нет. В этом проблема запада, в западной культуре люди имперсоналистами становятся, им не интересно.

Поразительно, во времена моего детства, я жил в довольно большом доме, там было восемь подъездов. Я практически знал всех людей. Четырехэтажный дом, восемь подъездов, я почти всех знал, кто жили в этом доме, знал какие-то ситуации их. Точно знал тех, кто в нашем подъезде, в соседних. Сейчас люди на одной лестничной площадке живут, они не знают, как зовут людей, не интересно. Интереса нет. Индивидуализм, он полностью победил. А у нас личностная религия, личностное отношение, личностная в целом философия, потому что в конце концов Бог – личность. И личностное отношение – значит, нам интересно должно быть. Интересно – значит, мы должны доброжелательно относиться. Доброжелательно – значит ценить то, что другие делают, благодарить их, говорить: «Спасибо».

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами