О разуме, гунах и разных типах лидерства

Сейчас хочу сказать о том, что, собственно, отличает духовное лидерство от гуны благости.

В гуне благости всё происходит на уровне разума. То есть люди, которые находятся в гуне благости, действуют очень разумно, и поэтому им доверяют. Потому что то, что человек делает — это вполне рационально, то, что человек делает — это вполне объяснимо.

Он не совершает каких-то действий, которые невозможно объяснить, потому что действие… как это называется, «самодурство»? То есть человек что-то делает, потому что он же — руководитель и поэтому все должны слепо принимать то, что он делает. А это может быть неправильно, и это человеку непонятно. Таких людей называют «самодур».

Самодур — это автократ из гуны невежества, то есть руководство в этой стихии. Таких людей просто боятся, им не доверяют, тем более, их не любят.

Чем отличается лидерство в благости от духовного лидерства?
Лидерство в благости осуществляется на уровне разума, это очень важная платформа, это некая ступень или трамплин для того, чтобы выполнять свои обязанности правильным образом.

То есть разумная деятельность имеет очень большое значение. И это означает, что всё нужно тщательно обсуждать, всё прояснять, все моменты, нужно все рассчитывать, нужно проверять на вшивость какие-то свои решения, спрашивать других людей, спрашивать экспертов: насколько правильно наше решение? Учитывать какие-то возможные события, которые могут помешать.

Это целый комплекс всего, что люди должны делать. Это называется разумная деятельность на уровне будхи — разума. И, собственно, всё, что мы делаем — это будхи-йога. Разница только в том, что это будхи на уровне благости или это духовный разум на духовном уровне.

Разница только в том, что когда преданный действует коллегиально на духовном уровне, то в этом присутствует особое откровение, вдохновение «тушйанти раманти» — то, что Кришна говорил. Это особое состояние такого духовного полёта; вдохновение, которое связано с присутствием Бога.

А у людей в материальном мире, которые действуют коллегиально в благости, нет этого опыта. Но, по крайней мере, они испытывают в разуме некое удовлетворение от того, что они поступают правильно, от того, что то, что они делают приносит кому-то пользу. Они испытывают удовлетворение от того, что, то, что у них происходит — это честно, это ответственно, в этом есть определённое творчество.

То есть люди испытывают определённые удовольствия на уровне разума. Это, собственно говоря, является признаком человеческой формы жизни — то, что разум человека испытывает удовольствие.

Иначе говоря, человек живёт творчески, человек живёт свободно, человек живёт в состоянии определённого сотрудничества с другими. Это признак того, что человек находится в гуне благости.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами