O красоте, любви и творчестве

Скажите, красота в ведическом обществе и в современном мире — это совсем разные понятия, они не могут быть соединены?

На самом деле это одно и то же. Красота всегда остается красотой, вопрос в том, как ею пользуются. Например, человек красивый, и это хорошо. Но важно, как он этим воспользуется. Умный — и это хорошо. Но как он применит свой ум? Богатый — прекрасно. Но все дело в том, как он использует свое богатство. Красота естественным образом дана нам.

Человек вообще красивое, изящное существо. Особенно если у него в сердце есть любовь. У него может не быть особого потенциала внешней красоты, но любовь, одухотворенность делают его очень привлекательным. И если мы освоим такую культуру, в которой будем пробуждать любовь, то красота проявится еще и с внутренней стороны, не только внешне. И она не будет зависеть от всех этих атрибутов — прически, одежды и пр.

На самом деле именно эта внутренняя красота — самое важное. Это то, чего мы прежде всего ожидаем, общаясь с красивым человеком — увидеть, что он не только хорошо выглядит, но и внутренне красив. И какое же разочарование, если там ничего этого нет.

Это ведь характерно сейчас для западной культуры: создать внешний фасад. А ведь еще Н. Заболоцкий писал: «Тогда скажите, что есть красота, за что ее обожествляют люди, сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде…»

Да, все знают, что красота спасет мир, все говорят об этом. Но мало кто понимает, что красота должна быть во всем: если вы хорошо выглядите, красиво одеваетесь, то и внутри вы должны соответствовать этому.

Можно ли эту внутреннюю красоту пробудить?

Нужно. Необходимо это сделать. Вообще, это предназначение человека — пробудить в себе эту внутреннюю красоту, любовь. И она божественна. Творчество — это выражение любви. В плане творчества меня просто обворожила Индия. Я вообще художник по натуре, и там мой творческий потенциал увеличивается сразу в десятки раз. То, что я делаю в Индии, под влиянием и впечатлением того, что я там вижу и слышу, я не могу сделать в России. Конечно, это очень важное место для паломничества. —

Там пробуждается вдохновение?

Да. Когда вы видите красоту — оно естественным образом возникает. —

А что это за сила — вдохновение?

Это когда вы хотите сделать невозможное. Парадокс, да? Обычно невозможные вещи у нас не вызывают вдохновения: «А, это невозможно…» — и мы чувствуем апатию, поскольку это что-то недосягаемое. А в Индии наоборот: когда вы видите невозможное, вы вдохновляетесь и верите, что это возможно, реально создать. Вы смело действуете в этом направлении, и даже что-то получается. Это и называется вдохновение. Без вдохновения мы не можем сделать чего-то ценного в жизни. Это просто будет какая-то оплачиваемая работа, и все. Но самые великие вещи мы делаем только в порыве вдохновения. Что в европейском искусстве самое непревзойденное? Это эпоха Возрождения: архитектура, храмы, картины… Когда Стендаль приехал во Флоренцию и просто услышал о тех ценностях, которые там собраны, он буквально потерял сознание. Это было вдохновение. И сейчас нам очень важно испытывать вдохновение, чтобы возродить какие-то хорошие вещи.

В современном искусстве трудно найти эту силу вдохновения… Может быть, я ее не вижу?

Странно, да? В искусстве — и невозможно найти вдохновение, его там не хватает. Почему так? Отсутствие любви. Любовь означает, что вы не делаете это для кого-то, чтобы кто-то обязательно оценил. Это естественная, спонтанная сила самовыражения. Вы действуете так, потому что у вас есть любовь, и вы не можете иначе. Я вспомнил Пиросмани, известного грузинского художника. Он же был необразованный, простой, деревенский человек. Он рисовал картины на столовых клеенках. Хозяин заведения был умным и меркантильным, он понимал, что эти картины могут хорошо продаваться. Он ставил художнику тарелку супа, какую-то простую еду и просил нарисовать что-нибудь. Пиросмани рисовал буквально за тарелку супа, не понимая даже, что это имеет какую-то ценность. Потому что ему это просто нравилось. Истинный талант даже не знает о ценности того, что он делает. Талант потом провозглашается, когда это уже дорого стоит. Настоящее искусство в Индии анонимно. Есть известные творческие школы, но художники никогда не подписывали имен под своими творениями. А если и подписывались, то как слуга Всевышнего, такой-то дас (слуга), а не как великий художник. Слуга, который описывает красоту и природу Божественного. Это и есть истинное искусство, и поэтому Индия — такая удивительная страна.

Получается, что человек не может сам себя признать талантливым…

А он не знает об этом. Настоящий талант всегда скромен. Более того, он даже не демонстрирует, скрывает свою одаренность. Как говорится: если у целомудренной женщины случайно обнажается какая-то часть тела, она немедленно закрывает ее. Талант сродни этому. Когда его демонстрируют — значит, продают задешево. Это уже потеря способностей, обесценивание.Знаете, каждый человек талантлив, если освободится от чувства выгоды, — абсолютно каждый.

Если бы все знали эту формулу — а очень важно, чтобы люди знали эту формулу — конечно же, многое бы изменилось, и очень быстро.Просто полюбить то, что непосредственно со мной связано. С этого нужно начать. Полюбить то место, где я живу, или ту работу, которая у меня есть. Не просто выкачивать деньги или терроризировать близких: «Когда же ты меня сделаешь счастливым». Просто полюбить и делать что-то на основе этой любви. Если каждый это сможет понять — начнется трансформация.

Е. М. Чайтанья Чандра Чаран прабху