О адхикаре Мадхьямы воспевать чисто

— Что означает, что вайшнав-мадхьяма «достоен» воспевать святое имя чисто? Что именно делает его достойным этого?

Харе Кришна Матаджи. Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Большое Вам спасибо за замечательный вопрос. Я испытал большое блаженство размышляя над ответами предыдущих Ачарьев на этот вопрос.

Когда говорится что вайшнав-мадхьяма достоин, воспевать святое имя чисто, это означает что он обрел для этого необходимую квалификацию посредством своего труда и искренних усилий в своей практике -ваидхи-садхана-бхакти. Благодаря этим усилиям человек становится достойным милости Гуру и Кришны, благодаря которой он воспевает Шуддха Наму.

Недавно Саша Покаленко присылал в форум цитату из лекции Бхакти Вигьян Махараджа где обьясняется сочетание этих двух вещей:

«Для обретения любой цели в материальном мире существует определенный метод ее достижения и что везде сейчас нам могут предоставить метод как достичь того-или иного результата. Но не следует думать, что садхана это метод, гарантирующий нам царство Божие. Вся наша практика преданного служения это лишь демонстрация нашей готовности обрести милость Верховной Личности Бога, а усилия и энтузиазм это проявление нашей искренности.»

Итак практика, труд, энтузиазм и усилия, являются нашим адхикаром, но это еще не гарантирует, не обязывает Шри Кришну наделять нас духовным совершенством. Слово Adhikara преводится как квалификация, заявка, заявление на право, иск, требование, право на участие, достоинство совершать ту или иную деятельность проявляющееся в поведении и темпераменте. При этом мы должны помнить что Шри Кришна обладает качеством сварат – абсолютной независимостью. Он оставляет последнее слово за Собой, даже не смотря на наличие достоинств, квалификации или заявлением на право, Он может дать, а может и не дать нам право считаться каништхой мадхйямой или уттамой и воспевать Святое Имя чисто. Все же, как говорит Шрила Шиварама Махараджа: «Кришна изучает нас и думает, давать милость или не давать, но как правило если мы искренни и достойны, Он дает» 🙂 Поэтому Ачарьи всегда используют слово Адхикари, после мадхьяма, каништха или уттама, и не используют словосочетания- каништха-сидха или мадхьяма-сиддха. Сиддха означает совершенный. Адхикари означает получивший право от Него, в порядке очереди : ) после «подачи заявления»- в форме искреннего следования садхана-бхакти и развитых им духовных качеств.

Шастры описывают разные адхикары, для разных вещей. Шрила Бхактиссидханта Сарасвати описывает что Адхикара для изучения писаний проявляется в качествах описанных в знаменитом стихе из Шветашватара Упанишад:

ясья дева пара бхактир ятха деве татха гурау
тасьяйте катхита хь артхах пракашанте махатманах

«Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Верховного Господа и духовного учителя, открывается весь смысл писаний». (Svetasvatara Upanisad 6.23)

Адхикаром для получения дикши, или инициации, являются качества пранипат, парипрашна и севая описанные в Бхагавад Гите 4.34:

тад виддхи пранипатенапарипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанамджнанинас таттва-даршинах

Ты будешь способен обрести всё это знание, удовлетворив просветленного духовного учителя предлагая поклоны, чистосердечно вопрошая и искренне служа. Великие души, сведущие в писаниях и наделенные непосредственным восприятием Высшей Абсолютной Истины, обучат тебя этому божественному знанию.

Шрила Гоур Говинда Махараджа говорил что адхикаром для бхакти является шаранагати. Один из его учеников вспоминает наставления Махараджа:

«Во время своих лекций Шрила Гоур Говинда Махараджа обычно пел. Он особенно любил воспевать бхаджаны Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Нароттама Даса Тхакура. Он даже приказал своим ученикам: «Каждый день вы должны воспевать киртаны Шаранагати Бхактивинода Тхакура. Почему? Потому что вы не сможете обрести бхакти без квалификации – адхикара! Что такое бхакти-адхикара? Шаранагати! Шаранагати является квалификацией для обретения бхакти:

шри-кришна-чайтанья прабху джибе доя кори’
сва-паршада свия дхама саха аватари
атьанта дурлабха према корибаре дана
шикхая шаранагати бхакатера прана

Из сострадания к падшим душам, Шри Кришна Чаитанйа пришел в этот мир со Своими личными спутниками и божественной обителью, чтобы научить шаранагати, преданию всемогущему Богу, и бесплатно раздать экстатическую любовь к Богу, которую обычно очень трудно достичь. Эта шаранагати – сама жизнь истинного преданного.

даинья, атма-ниведана, гоптритве варана
авашья ракхибе кришна’ вишваса, палана
бхакти-анукула-матра каржера свикара
бхакти-пратикула-бхава варджанангикара

Пути шаранагати следующие: смирение, полное вручение себя Господу, принятие Его как единственного господина, вера в то, что Кришна непременно защитит, совершение только тех поступков, которые благоприятны для чистой преданности, и отказ от поступков мешающих чистой преданности.

Шрила Бхактиссидханта Сарасвати подчеркивал что помимо бхавы (эмоций), шуддха-сатвы (чистой благости) , лобхи (горячего желания) и раги ( жгучей привязанности к Кришне) расика-бхакта(преданный обретший доступ к расе), должен иметь самое главное доказательство своего достоинства участвовать в играх Кришны – абсолютную свободу от анартх:

«Адхикаром для того чтобы обрести свое конституциональное положение в конфеденциальных играх Радха Мадхавы, совершения Им служения, и ощущения высшего экстаза является полная свобода от анартх.» (Бхактивинод Тхакур. Таттва Сутра).

Ваш слуга Радха Говинда Даса



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *