Нет иной дхармы кроме киртана

Если человек не верит в бхакти, то у него и нет веры в киртан Святого Имени. Иными словами, насколько кто сомневается в том, что все человеческие потребности могут быть удовлетворены благодаря киртану, настолько он и атеистичен.

С другой стороны, тот вклад, какой человек вносит в проповедь бхакти методом киртана, – единственный показатель того, насколько сильна его вера в Бога. Точно так же, как Святое Имя следует воспевать постоянно, даже во время еды или сна, так и бхакти в форме киртана – единственная дхарма всех джив. Кроме этого нет никакой иной дхармы, так откуда же взяться времени на устранение последствий стихийных бедствий или возведение лечебниц? Те же, кто превозносит себя как реалиста, забывают о главном из всех явлений этого мира – неизбежной смерти.

Все те, кто погряз в грехах, кто слепо следует за слепыми вождями, находящимися под чарами иллюзии, кто бездумно скитается по этому миру, подобно страннику, утратившему свою цель, – все эти люди находят много времени на то, чтобы заниматься чем-угодно, только не Хари-киртаном. Любые другие усилия, кроме Хари-киртана, – причина заключения в материальном мире, той дороги, что ведет не на восток, а в противоположном направлении. С другой стороны, когда все время посвящается Хари-киртану, это устраняет в человеке все заблуждения о поворачивает его лицом к востоку, то есть направляет его Домой.

«Сначала посвятите себя Кришне, и лишь затем называйте себя бхактами. Не притворяйтесь теми, кто совершает киртан». Слово «дханг» (пародия) – синоним слова «анукаран» (притворство). Облачившись в наряды таких притворщиков и паяцев, можно обмануть людей, но это не принесет никакого блага ни этим обманщикам, ни обманутым.

Те, кто подлинно прославляет Бога, действительно понимают, как утолить свои собственные внутренние устремления, а также остаются благожелателями других. Они не ослеплены желанием выделиться или возвыситься, а также не желают обманывать других, поэтому их действия совершенно бескорыстны. Благодаря подобному прославлению Бога одновременно удовлетворяются собственные внутренние потребности, устремления всех слушателей, а также сохраняется полная бескорыстность.
Благодаря нама-апарадхе и нама-бхасе достигаются как бхога (наслаждения), так и мукти (свобода от страданий) в виде предотвращения всех бедствий и несчастий. К тому же благодаря этому обретается вечное благо, которое в сотни тысяч раз больше, – распускается лотос вечного бытия дживы и проявляется Шри Нама-Святое Имя Бога…

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад