Несогласие со старшими преданными. Смиренно молчать или высказываться с уважением

Вопрос: Бывают ситуации когда хочется ответить, сказать старшим преданным своё мнение. Можно сказать откровенно своё мнение ?

Ответ Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху: Нужно.

Это очень хороший вопрос, потому что создаётся впечатление, что перед старшими собственно нужно молчать. И никакой обратной связи не давать, если он старший, значит, он всё — Бог. Он не Бог. Никто не Бог. Здесь мы все свободные. Духовная атмосфера здесь. Это не догмы, вы можете говорить всё, что считаете нужным, что чувствуете. Просто используйте культуру для этого качественно с уважением. И говорите правду, то, что чувствуете.

Мы работали, помню в Армении, это было после землетрясения. Там была кухня и мы там готовили. И преданные съезжались туда с Прибалтики, Украины… со всего Советского Союза помогать.

И приехал один старший преданный, для нас он тогда был — ну вообще, звезда конечно. Он уже имел второе посвящение, а из нас никто ещё не имел второго посвящения, он уже имел брахманическую инициацию. Ему было лет за 50 уже. Он был слуга отменнейший, удивительный человек был, но у него была старая привычка кармическая — петь кармические песни когда он готовит. Вот ему весело и он начинает громко петь кармические песни.

Мы молодые все в шоке были: не «Харе Кришна» поёт, а кармические песни. Ну я терплю, просто для меня это как юмор было, ну поёт себе и поёт. А там были другие преданные, младше меня ещё. Они были в шоке, он старше по возрасту и духовности, и они обращаются ко мне: «Что делать ? Он поёт кармические песни когда готовит… Но мы слышали, что когда готовишь, надо о Кришне что — то думать, говорить. А он любые песни может петь когда готовит, иногда анекдоты травит нам».

Ну он такой весёлый, у него видимо так энергия радости выражается.

Я думаю: «Да как же я ему скажу, он же старше меня, он брахман вообще и старше». А молодёжь на меня давила с другой стороны.

Я думаю: «Ну надо как — то сказать, расстраивать только не хочется». И вот мы с ним готовим вместе (мы пришли в этот день на кухню), и он поёт и травит что-то, и шутит что-то там. И я говорю ему, задаю вопрос: «Прабху, у меня к вам вопрос есть».

Он говорит: «Да, давай!» Он радовался когда его спрашивали о чём-нибудь.

«Что такое праджалпа?»

Он ответил: «Это то, что я сейчас делаю!»

[Посмеялись вместе]. Праджалпа!!! Так мы посмеялись и он понял, что я вижу — что это праджалпа. И он к этому с пониманием отнёсся. Я не нарушил наших отношений. Так получилось у меня однажды. А иногда не получалось.

Когда меня просило старшее руководство, уже такие как из Би-Би-Ти, скажем, ну как-то повлиять на того преданного, который старше меня, но явно который что-то не то творит в проповеди. Ну явно какие-то идут свои движения там — отклонения, уже начинает своё говорить — себя как гуру возвышает.

И почему-то они ко мне обращались, видимо потому, что я проповедником был активным, и я младше.

И для них это одинаково было: что я; что тот, он не очень — то старше меня был для них. Они как бы так не подчеркивали это, что я младше. И помощь просили. И мне так приходилось, представьте себе, говорить со старшими преданными. Хотя, кто я такой вообще для них ? Они даже мне проповедовать раньше помогали. Так как у каждого были отклонения и недостатки, мне приходилось с ними говорить. И мне было нелегко конечно же.

Но я понял одну вещь, что здесь нужно говорить именно открыто, честно из уважения, честно и открыто. Всё, что ты видишь; всё так, как ты понимаешь, и почему ты так думаешь, и почему так чувствуешь, опираясь на шастры и т. д. Но вот это важно — не терять уважения, репутации и никогда мы этого не забудем. Старшие для меня, они остаются старшими, но такие обстоятельства сложились:
,, Я хочу сказать тебе одну вещь, что вот то, что ты сейчас делаешь — на самом деле это плохо. Я не хочу с этим иметь отношения. Я теряю « веру », понимаешь, от таких твоих действий». Я так открыто и говорил, и это помогало. Хоть какое-то время, но они чувствовали что это правда. Правда! И завязывались такие более близкие отношения, реально становились близкие, чистые сердцем отношения.

И вот так они будут больше доверять младшим, и у них будут ближе и больше отношений. Если младший молчит, старший продолжает ураганить. Как говорят в тюрьмах — жаргон оттуда — ураганить просто. Он права имеет любые, неограниченные и любому хочет рот заткнуть. Такой термин используется. Это не правильно — молчать — у нас свободное, духовное общество. Мы должны общаться, именно взаимодействовать. И так мы многое будем друг у друга извлекать, что младшие, что старшие.

Потому что психология старшего отличается от психологии младшего, тонкое тело отличается, тут нужно взаимодействие. Мы были младшие потом через 20 — 30 лет у вас изменится тонкое тело, тело ваше изменится и вы уже забудете. А младшие будут напоминать, как они видят духовную жизнь.

Допустим, старший преданный уже не склонен к каким — то строгим стандартам. Он более спонтанным становится. А молодёжь скажет: «Что это такое? Что это за отклонения?» У них нет ещё этой спонтанности, они оценят по правилам предписания. Старшие вспомнят: «Да, гуру мне это говорил, поэтому правила предписания нельзя оставлять даже когда мы спонтанно действуем».

То есть, младшие будут замечать какой же я даю им пример. Я же забыл про них (про правила предписания). То есть, это очень важно если старшие и младшие имеют право излить душу, когда общаются и говорят: «Вот это у меня накопилось». И мы все вместе всё это обсуждаем без зависти, без обид. Это духовная атмосфера.

Скрытность — это раджа гуна (страсть). А это уже материальный мир. Скрытность — это всё в себе держать. Скрытность порождает тамас (невежество). Тамас означает, что процесс разрушения «веры» может быть. Поэтому, когда мы скрываем какие-то вещи, держим всё в себе — мы напряжение в душе имеем и это разрушает нашу «веру» постепенно, просто материально.

Видели да таких преданных: он терпит, молча служит, но в какой-то момент разворачивается и уходит. Вот это был скрытный человек в гуне страсти. Поэтому мы говорим, должно быть не административное общество, не страсть, а духовное общество.