Смирение, милосердие и умение прощать — неотъемлемая часть бхакти

Бхакти-деви абсолютно независима. Бхакти (преданность) есть олицетворенная красота. Для неё нет необходимости, быть украшенной чем-либо ещё, какими-либо другими качествами. Эти два достояния: смирение и милосердие не являются отдельно существующими качествами. Они – неотъемлемая часть бхакти.

Человек, обладающий преданностью Господу, естественным образом смиренен. Он постоянно думает о себе: “Я слуга Кришны, я очень ничтожен, – Кришна единственное моё богатство – Он для меня дороже самой жизни”. Когда бхакта размышляет подобным образом, это настроение называется дайнйа, “божественное смирение”.

Когда человек обретает любовь к Кришне, тогда его сердце, поглощённое любовными переживаниями и мыслями о возлюбленном Господе, становиться нежным, податливым, и чувствительным. В таком состоянии, человек видит, что все дживы, есть вечные слуги Кришны. Однако, видя, что многие из них забыли о своём божественном предназначении, он исполняется состраданием и великодушием по отношению к ним. Это состояние сердца чистого вайшнава называется дайа, “божественное милосердие”.

Таким образом, такие качества, как смирение, и милосердие, являются неотъемлемыми чертами бхакти. Качество, которое находится между смирением и милосердием известно как кшама, умение прощать. Истинный преданный думает о себе: “Я такой падший и незначительный, какое же право я имею наказывать других?” Когда подобные мысли соприкасаются с чувством милосердия, которое вечно живёт в сердце бхакты, рождается кшама, способность прощать. Итак, это качество, есть также неотъемлемая составляющая бхакти.

Шрила Бхактивинод Тхакур
«Джайва дхарма»