Принимая руководство в духовной жизни, нельзя отказываться от собственной ответственности

Настоящая проблема – это руководство ложного эго вместо руководства со стороны воли Господа. Кришна говорит, – ты потеряешь себя, никакие модные системы руководства тебя не спасут. Одно из двух: либо прислушивайся к Моим указаниям либо прислушивайся к своему эгоизму. Такова природа вещей.

Присоединяясь к движению «Сознания Кришны» мы практически с первых дней слышим о необходимости принятия духовного руководства. Это фундаментальный принцип. Этот фундаментальный принцип обсуждается и в «Нектаре преданности» Рупа Госвами, разъясняя, каким образом культивировать преданное служение. Рупа Госвами говорит о первых шагах принятия духовного руководства. Это говорит о том, что с момента начала нашей духовной жизни мы отказываемся от привычного руководства со стороны ложного эго.

Духовная жизнь это отказ от диктата ложного эго и предание себя воле Господа. Эта воля проявляется через волю вайшнавов. Однако, присоединяясь к движению и принимая живое руководство, живое руководство живых вайшнавов, мы должны не утратить при этом естественную ответственность за собственную жизнь.

К сожалению, подобное явление происходит из века в век, из тысячелетия в тысячелетие: человек религиозный, слыша о воле Всевышнего, склонен утрачивать собственную волю. Однако, настоящее духовное сознание означает не утрату своей воли, не утрату своей индивидуальности, а подчинение своей индивидуальности воле Господа. Почувствуйте разницу. Мы вечно индивидуальны. Это означает, что как индивидуальные существа, мы не избавляемся и не лишаемся ответственности в том числе.

Принятие духовного руководства не избавляет от необходимости использовать собственный разум, собственную природу, от необходимости анализировать и размышлять над Писаниями, от необходимости задавать вопросы. Более того, Кришна обязывает Арджуну задавать вопросы, — это наша обязанность. Если мы этого не делаем, то мы не исполняем волю Господа. Воля Господа такова, что Он хочет проявления вашей индивидуальности для Него, а не отказа от индивидуальности.

Можно наблюдать такое досадное недоразумение, — присоединяясь к той или иной религиозной организации человек склонен, фигурально выражаясь, «свесить ножки», якобы дело сделано, я пришёл в вашу организацию, я предался, я не знаю, что вы хотите сделать с моей жизнью, я просто слышал, что вы помогаете достичь Бога, — пожалуйста, давайте наставления, я буду делать всё, что надо.

На первый взгляд кажется, что это не плохо. Но ответственность означает использование разума, а разум означает постоянный анализ услышанного, собственной жизни, — что происходит с моим сердцем, что происходит с моим характером, каковы симптомы моего продвижения в сознании Кришны, утрачиваю ли я материальные привязанности или они нарастают, удовлетворён ли моей духовной жизнью мой духовный учитель, удовлетворены ли вайшнавы, что скажет, глядя на мою духовную жизнь мой духовный учитель, что скажет о моей духовной жизни сам Господь.

Такие размышления естественным образом находятся в уме практикующего преданного, ответственного преданного. Безответственная жизнь – это жизнь фанатика. Фанатик полагает, что достаточно просто исполнять команды руководства, наставления руководства. Однако, армия господа Чайтаньи отличается от обычных армий этого мира. Если в обычных материалистичных армиях достаточно просто механически просто исполнять приказы (хотя и этого недостаточно, в особенности в условиях современной войны – каждый солдат должен проявлять максимум сообразительности, смекалки и разума), то в духовной жизни мы должны вдумчиво исследовать этот удивительный предмет, — сознание Кришны.

Сознание Кришны не ограничено просто механическим следованием ритуалов. Принимая руководство, принимая руководство духовного учителя, принимая руководство старших вайшнавов мы не должны «свесить ножки», мы должны оставаться в полном смысле людьми, наделёнными разумом.

Животные послушно исполняют команду дрессировщика, но человек использует свою волю для более глубокого понимания вещей, для этого мы наделены разумом. И потом такие фанатики, которые вначале предпочли сбросить с себя ответственность за собственную духовную жизнь якобы предаваясь духовному учителю, потом в последствии, обнаруживая недостатки в руководстве, — они громче всех будут кричать о недостатках окружающих.

Такие фанатики, которые пренебрегли собственным разумом, они громче всех будут критиковать то же самое руководство за ошибки, отклонения, нарушения и так далее. Почему так? «Потому что я ведь предался, я вам поверил, я же полностью отключил собственные мозги, предавшись вам. Я полностью уподобился животному. Какое право вы имеете на ошибки?» Так будет кричать фанатик, чувствуя себя обманутым.

На самом деле он обманул себя сам с самого начала, с самого начала посчитав, что духовное руководство равно отказу от собственной ответственности. Независимость, о которой говорит в комментариях Шрила Прабхупада, независимость, которая мешает человеку в духовной жизни – это независимость от наставлений Господа. Но размышления над наставлениями Господа абсолютно необходимы.

Более и более глубокое понимание наставлений Господа – это наш процесс. Поэтому Кришна вначале говорит: «Всегда думай обо Мне». Нужно всегда думать о Кришне, а это ваша собственная ответственность.

Вишну Татва прабху